Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

ватагами приходили на побережье океана «к Вард- хузу, Коле, Кегору и к бухте Ведагоба... ловить треску, семгу и камбалу». Помимо места торговли Кегор был местом, где с лопарей собирали дань как чиновники датского короля,так и российского царя. В 1608-1611 г.г. зимний погост печенгских лопа­ рей упоминается в писцовой книге Алая Михалкова: «...Да за монастырем же вверх по реке по Печенге погостишко Печенское а внем живут крещеные ло­ пари в вежах... И всего 6 веж да бура, а людей вних 21 человек». В 1716 г.—4 вежи, 38 жителей мужского пола. В зимнем погосте саамы обычно собирались к Рождеству и жили в нем до марта-апреля, когда на­ ступало время рыбного промысла в море. В конце марта-начале апреля печенгские саамы перезжали из зимнего погоста в летний. Олени перегонялись на летние пастбища на полуостровах Рыбачий и Сред­ ний. Каждое воскресенье и по церковным праздникам саамы Печенгского погоста посещали богослужения в Верхнем Печенгском монастыре. С 1902 года в погосте Москва учителем сонгель- ской школы Иваном Васильевичем Быковым нача­ лось обучение саамских детей грамоте. Впоследствии оно было продолжено в монастырской школе учите­ лем Дмитрием Алексеевичем Проташинским. Все уча­ щиеся пользовались бесплатным столом и квартирой от монастыря. Через зимний погост проходили пути и тропы в Пазрецкий,Сонгельский и Печенгский летний погос­ ты. Также через зимнюю деревню проходил старый путь из Колы к Мотовскому заливу. ПЕЧЕНГСКИЙ ЛЕТНИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ ПОГОСТ (Печенска летня) - летнее поселение печенгских лопарей (саамов) располагался в устье р. Печенга, в становище Малонемецкое и в Лиина- хамари. Петр Калинин и большая семга. 1900-е гг. Печенга Печенгские лопари не­ редко промышляли вместе с сонгельскими и нотозерс- кими лопарями, но каждый погост имел свои гарвы и заколы. Саамы погоста вели промысел морской рыбы на побережье Баренцева моря от Ворьемы до Айновых ос­ тровов. Печенгские саамы-колтта из Московакюля и соседней деревни Пушканкюля уста­ новили возле своих родо­ вых мест ловли рыбы в Ли- инахамари (Liin’amraluht), принадлежавших им со времен язычества, право­ славный поклонный крест. Крест был установлен у самой кромки берега залива, у древнего камня-сейда, которому поклонялись веками, отправляясь на про­ мысел. В конце лета печенгские лопари собирали оле­ ней и переезжали на материк к осенним стоянкам, которые располагались у богатых рыбой озер. У каж­ дого из озер ловили рыбу по 1 -4 семьи. Оленеводство у печенгских лопарей не имело определяющего значения, а с 1800-х годов можно говорить о первом социальном кризисе в Печенг­ ском погосте. В это время в долину реки Печенги пе­ реместились кочевые норвежские саамы со своими Печенгские тундры (олени в Печенгском погосте). Фото Э. Вессель 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz