Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

В 1939-1944 годы территория погоста оказалась в зоне боевых действий. Старая церковь Бориса и Глеба сгорела. Ко времени окончания войны погост уже не су­ ществовал, саамы рассеялись или переселились в Норвегию и Финляндию. ГОДОВОЙ ЦИКЛ ПАЗРЕЦКИХ ЛОПАРЕЙ Годовой цикл пазрецких лопарей являл из себя следующее. Зиму они проводили в Пазрецком зим­ нем погосте на берегу озера Куэтсъярви, занимаясь деланием лодок и кережек для продажи, вязанием сетей и промыслом диких оленей. Еще по зимнику к 25 марта (ст. стиль, праздник Благовещения) переез­ жали к летнему погосту на Паз-реке. Выгнав оленей на пастбища, отправлялись на весенний промысел мойвы и трески у рек Ворьема и Печенга (на мор­ ском побережье они имели 12 тонь). В конце мая женщины и подростки возвращались на р. Паз для ловли сёмги. К престольному празднику (24 июля по ст. стилю) морские и сёмужьи промыслы заканчива­ лись, лопари собирались у церкви св. Бориса и Глеба в летнем погосте. В начале августа начиналась осен­ няя перекочевка на озера Кит, Чалмо, Пейво, Вак (где саамы имели 4 тони) для заготовки главным образом сига, промысла зверя и диких оленей. С конца ок­ тября мужчины занимались поиском оленей. К Рож­ деству (25 декабря) все вновь собирались в зимнем погосте. Поселок скольт-саамов возле церкви Бориса и Глеба. Фото Э. Вессель ПЕЧЕНГСКИЙ СААМСКИЙ ПОГОСТ Саамское население Печенги жило в двух погостах: зимнем и летнем. Московакюля, зимнее поселение лопарей Печенг- ского погоста, располагалось к юго-западу от нынеш­ него пос. Корзуново на левом берегу р. Печенга, в ее среднем течении. В 3 км, на том же берегу, выше по течению реки Печенга находилась другая саамская де­ ревня - Пушканкюля. Молодые лопари в Верхнем монастыре. 1920-1940 гг. В 1556 г. печенгские лопари упоминаются в жа­ лованной грамоте царя Иоанна Грозного, согласно которой земли, ими занимаемые, вместе с самими саамами были отданы в вотчину Печенгскому мо­ настырю. До времени разорения Печенгского монастыря зимний погост печенгских лопарей находился не­ посредственно возле Успенской пустыни монастыря. При уничтожении монастыря пострадали и жители саамской деревни. Оставшиеся в живых пересели­ лись выше по течению реки Печенги. Справа от до­ роги, ведущей в новую деревню, жители установили православный охранный крест. Печенгские лопари, наряду с монахами Печенг­ ского монастыря, были хорошо известны за граница­ ми своего погоста, в том числе, и на средневековых международных ярмарках-торгах на Кегоре (Вайда- губе) на полуострове Рыбачий. В 1591 году Дж. Флет­ чер отмечал, что в летнее время лопари большими 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz