TereschenkoEYU_ChТерещенко, Е. Ю. Теоретические аспекты изучения культурной индустрии Кольского региона / Е. Ю. Терещенко // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года : [в 2 частях] / [редкол.: Л. С. Вагинова (отв.ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 86-92.

либо территории производственная цепочка культурно значимых объектов, включающая собственно производство, сбыт и потребление, традиции, связанные с их производством, продажей, потреблением»^ По методологии ЮНЕСКО, культурные индустрии комбинируют создание, производство и коммерциализацию творческого содержания, ко­ торое является неосязаемым и культурным по природе, обычно это содер­ жание защищается авторским правом и принимает форму товара или услу­ ги2. Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать про­ изведения искусства. С одной стороны, это делало произведение доступ­ ным каждому человеку, с другой - делало его предметом массового по­ требления и коммерческой эксплуатации. В известном эссе немецкого со­ циолога Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его техни­ ческой воспроизводимости» (1936)J проанализирована трансформация фи­ зических и эстетических качеств произведения искусства. Автор сделал вывод о том, что в эпоху технической вопроизводимости произведения лишаются своей ауры, своей уникальности. Понятие «культурная индустрия» ввели социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер. В главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947) они резко критиковали процесс массовизации культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе, а доступность и свободу доступа к куль­ туре, они оценивали негативно, утверждая, что удешевленная промышлен­ ная «распродажа всего и вся» только подорвала к ней всякое уважение: «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представле­ нию, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным день­ гам»4. Теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеологии примешивается недоверие к культуре индустриализованной как надувательству»5. 1 Голованивская М. К. Культурная индустрия как маркетинговое решение для террито­ рии // Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций : междунар. науч. к о н ф .: избр. тез. докл., Москва, 17-18 октября 2011 г. М., 2011. 2 Understanding creative industries: cultural statistics for public-policy making [Electronic resource]. URL: http://portal.unesco.Org/culture/es/files/30297/l 1 9426 16973cultural_statEN.pdf/' cultur- al_stat_EN.pdf Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе : пер. с нем. М., 1996. С. 15-65. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения : Философские фрагменты : пер. с нем. М., 1997. С. 200. 5 Там же. С. 201. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz