TereschenkoEYU_ChТерещенко, Е. Ю. Теоретические аспекты изучения культурной индустрии Кольского региона / Е. Ю. Терещенко // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры : материалы IV международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2011 года : [в 2 частях] / [редкол.: Л. С. Вагинова (отв.ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 86-92.

новые цели. Тем самым образуется связь между прошлым, настоящим и будущим, что делает возможным человеческую историю»1. Даная позиция понимания культуры как способа человеческой дея­ тельности наша поддержку в трудах Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, Ю.Н. Солонина, В.М. Розина, В.М. Межуева. По мнению В.М. Розина, деятель­ ность - лишь один из возможных способов описания и объяснения дейст­ вительности, а не категория, задающая саму реальность. Культурологиче­ ский взгляд на развивающегося человека предполагает не только другие представления об объекте изучения (не деятельность, а культура), но и но­ вые методы изучения»2. Культура, по определению М.С. Кагана, - системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целост­ ность специфически человеческих способов деятельности и её опредме- ченных плодов - материальных, духовных и художественных. По аналогии, учитывая, что морская деятельность - это деятельность в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интере­ сах безопасности, устойчивого экономического и социального развития го­ сударства, морскую культуру можно определить как исторически изме­ няющийся способ и результат морской деятельности человека. Изучение морской деятельности как культуры предполагает учет ис­ торической и прогностической плоскостей, включение в систему видов морской деятельности, выходящих за рамки военной и хозяйственной дея­ тельности (сохранение морского наследия, деятельность общественных ор­ ганизаций), внимание к духовой и художественной сферам. Соответствен­ но, достаточно распространенное узкое понимание морской индустрии как совокупности инструментальных средств рождает ограниченную модель развития региона (модель технического детерминизма). Другая модель развития морской индустрии — модель ценностного детерминизма связана с широким пониманием морской индустрии как социокультурного фено­ мена. Предметом морской культурной индустрии могут стать: образова­ тельные, туристические, экологические проекты, проекты сохранения мор­ ского наследия, проекты планирования городской и региональной среды, художественные проекты, культурно-досуговые проекты, информацион­ ные, издательские проекты. Культура в широком понимании создает в регионе новые возможно­ сти для деятельности, созвучные времени, а возможность развития куль­ турной индустрии является стимулирующим фактором регионального со­ циально-экономического роста. 1 Межуев В.М. Из истории отечественной культурологии: культура как деятельность / Мир культуры и культурология // Альманах научно-образовательного культурологиче­ ского общества России. СПб., 2011. Выпуск 1.С . 130. Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и совре­ менной методологии / Вопросы философии. М., 2001. № 2. С. 101. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz