Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 223 П о с л е с л о в и е Книга написана. Поставлена последняя точка. Напоследок хочется высказать еще одно соображение. Текст книги все время вращается вокруг мысли о том, что индивидуально-личностное основание нашей жизни более значимо, чем все остальное. В конечном счете, оно-то и предопределяет состоятель­ ность нашей жизни, даже если это не совпадает с каким-либо представ­ лением о ее социальной успешности. Между тем надо признать, что сегодня мы сталкиваемся с много­ голосым предприятием, организуемым средствами массовой информа­ ции, направленным на рассмотрение индивидуально-личностного начала нашей жизни с позиций публичного к ней отношения. Такова повседневная примета нашего времени. Публичный паноптикум становится презумпцией в организации отношения к различным проявлениям частной жизни, когда любое побуж­ дение души воспринимается в призме его социальной состоятельности. Этому способствует обилие ток-шоу, множество сайтов и социальных сетей Интернета. Собственное перестает быть таковым. Постулаты классического мышления распадаются. Не успевая становиться собой, наше Я сжима­ ется и съеживается, принимая и допуская внутрь себя диктат публично­ сти. Зачаток формирующегося мышления, не успевая укрепиться, тонет в пестроте социальных контекстов. Кажется, что сегодня социальное теснит наше Я по многим позициям. Что из всего этого возникнет, по­ кажет время, но определяться в отношениях с собой так же, как встарь, сегодня приходится и нашему современнику. Реальное взаимодействие с собой и другими строится на осно­ ве понимания: на непонимании реальной коммуникации не выстроишь. Как-то так случилось, что само собой очевидным считается возмож­ ность естественной и «прямой» коммуникации понимания человеком себя и других. Думается, что это не так. Для коммуникации понима­ ния - как себя, так и любого другого - тому, кто решается понять, нужны силы. И взять их извне - совсем или взаймы - невозможно. Их надо найти в себе, их нужно обрести. Онтология существования «до­ страивается» именно нами в осуществлении сугубо своего понимания. И здесь нам никто, кроме себя, помочь не сможет. Хочется верить, что, попадая в эпицентр бурлящей публичности, существо человека выстоит, а мы не утратим способности становить­ ся собой и опираться на свое Я. Однако для этого необходимо обрести именно свое мышление. Другого не дано. В ходе тотального охвата нашей жизни публичным, фактором, существенно тормозящим этот процесс, способно стать размышление человека о своей жизни. Хочется верить, что эта книга отчасти сможет помочь в этом начинании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz