Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

84 Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 84–101 DOI: 10.15382/sturII2023111.84-101 Казакова Ксения Сергеевна, канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник Центра гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН Россия, Мурманская обл., г. Апатиты k.kazakova@ksc.ru https://orcid.org/0000-0002-5071-4947 «В ВИДАХ ПОЛЬЗЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ …»: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКОВНО - ПРИХОДСКИХ ШКОЛ НА СЕВЕРНЫХ ОКРАИНАХ Р ОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В . * К. С. К АЗАКОВА Аннотация: В дореволюционный период церковно-приходские школы являлись особой ступенью в образовательной системе Российской империи. Благодаря активной деятельности Русской Православной Церкви было положено начало просвещению северных окраинных территорий Российской империи. В статье основное внимание уделяется особенностям организации начального образо- вания в школах Кольского уезда Архангельской губернии в XIX — начале XX в. Статья базируется на анализе документов Кольского уездного училищного от- деления, которые хранятся в Государственном архиве Мурманской области (фонд И-133), и материалов Кемско-Кольского уездного училищного отделе- ния, представленных в Национальном архиве Республики Карелия (фонд 419). Среди документов — рапорты учителей о ходе обучения, переписка между от- делением Училищного совета и сельскими старостами по вопросам организа- ции школьного обучения, снабжения школ книгами, списки учебных пособий, предназначенных для обучения в начальных церковно-приходских школах, годовые отчеты об успеваемости учащихся, а также отчеты инспекторов и на- блюдателей о работе церковно-приходских школ. Показано, что основными трудностями при организации обучения на Севере были зависимость учебного цикла от сезонного хозяйственного календаря населения, незнание коренными жителями (саамами) русского языка, а также низкая заинтересованность уче- ников в получении свидетельства об окончании курса, дающее право на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности. В статье рассматривается со- держание школьных образовательных программ и особенности учебного про- цесса в начальных церковно-приходских школах Кольского Севера в XIX — на- чале XX в. Сделан вывод, что обучение в церковно-приходских школах имело практическую значимость. Ключевые слова : церковно-приходские школы, Русская Православная Церковь, Кольский Север, саамы, поморы, учебная повседневность, просвещение. © Казакова К. С., 2023. * Финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания ФИЦ КНЦ РАН по теме НИР№FMEZ-2022-0028.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz