Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2023. - Вып. 111. - С. 84-101. – URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/2/111/article/8107 (дата обращения: 18.10.2023).

К. С. Казакова. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ... 85 Просвещение и миссионерство всегда являлись одними из главных за- дач, стоящими перед Русской Православной Церковью на Кольском Севере еще со времен деятельности православных подвижников. В распространении просвещения на окраинных территориях Кольского Севера со смешанным в этническом отношении населением сыграло роль постановление Архангель- ского епархиального съезда духовенства от 23 января 1887 г. об открытии школ грамоты среди лопарей, зырян и самоедов 1 . Епархиальное начальство, рассы- лая предписание в «инородческие» приходы, подчеркивало, что «только по- средством школы возможно возрождение и просвещение инородцев в духе православной церкви и отклонение от остатка языческих верований, обрядов и разных суеверий» 2 . С этого времени на Кольском полуострове в погостах и сельских поселениях начался процесс учреждения церковно-приходских школ и школ грамоты. Основной проблемой при организации обучения станови- лись низкая заинтересованность коренного населения в обучении детей гра- моте, незнание русского языка и кочевой образ жизни большей части населе- ния Кольского Севера. Обширная историография православного духовного образования включа- ет работы, посвященные деятельности церковно-приходских школ в контексте образовательной политики Российской империи 3 , а также труды об особенно- стях развития церковных школ в отдельных регионах 4 . О просветительской роли Церкви на Европейском Севере в дореволюционный период можно узнать в ра- ботах по истории Архангельской епархии 5 , однако лишь несколько из них посвя- щены церковно-приходским школам на Кольском Севере 6 . Основное внимание авторы уделяют описанию «инородческих школ», в том числе истории самой известной по этнографической литературе Пазрецкой церковно-приходской школы и биографии священника Константина Щеколдина. Цель нашего иссле- дования — рассмотреть особенности организации начального церковного об- разования в школах Кольского уезда Архангельской губернии в XIX — начале 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. И-9. Оп. 1. Д. 51. Л. 17 – 18. 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп. 1. Д. 111. Л. 110 об. 3 См., например: Житенев Т. Е. Церковноприходские школы в России: 1884–1918 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 4 См.: Рожкова А. М. Динамика роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX — начале XX в. // Вестник Сургутского государственного педагогического уни- верситета. 2020. № 2(65) С. 207–215; Захарова Т. А. Становление и развитие системы народно- го образования в Саратовском Поволжье (80-е гг. XVIII–XIX вв.). Курск, 2019. 5 См.: Санакина Т. А. Православное духовное образование в Архангельской и Холмогор- ской епархии в XVIII — начале XX в. Архангельск, 2015; История просвещения Европейского Севера: Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конферен- ции. Восьмые Феодоритовские чтения / под ред. епископа Митрофана (Баданина). Северо- морск; СПб., 2016. 6 См., например: Пулькин М. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX — начало ХХ в.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163– 176; Ермолаева А. Миссионерская деятельность церковно-приходских школ Кольского Се- вера среди лопарей в конце XIX — начале XX века // Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. 2007. № 1. С. 65–73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz