Казакова К. С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». - 2011. - 3 (6), вып. 2. - С. 65-71.

ОБРАЗОВАНИЕ УДК 364.2: 37 К.С.Казакова ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ Аннотация Анализируются основные исследовательские подходы к трактовке понятия «образовательная среда». Показано, что при расширенном толковании понятие может использоваться по отношению к любому социальному субъекту - будь то личность или группа, которые находятся в особых отношениях с системой образования данного общества и составляют ее специфический «фокус». Рассмотрены структура и различные типы образовательной среды. Ключевые слова: история образования, образовательная среда, образовательное пространство, социальная микросреда, культурно-образовательный уровень. ^S.Kazakova EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MAIN RESEARCH APPROACHES Abstract In the article main research approaches to conceptual interpretation of educational environment are considered. To wide extent the concept can be applied to a person or a group which have to do with the system of education and present its peculiarity. Besides the structure and different types of educational environment are examined. Key words: history of education, educational environment, educational area, social microenvironment, cultural and educational level. Проблема определения понятия Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: базовых представлений о процессе обучения, профессиональных ценностей педагогического коллектива и учителя, представлений о качестве образования и роли семейного фактора. В данном контексте актуальны изучение и анализ опыта советской школы и современных образовательных практик. Социальный ракурс истории образования касается положения в обществе и социального самочувствия групп, вовлеченных в сферу культурного производства и воспроизводства: научной и творческой интеллигенции, работников образования и культуры. Проблемы становления и трансформации системы образования чрезвычайно актуальны для Кольского Севера, как региона с развитой научно-образовательной инфраструктурой, интеллигенцией. Культурно-образовательная среда региона представляет собой важнейшее условие его прогрессивного развития, а также поле социального взаимодействия различных групп населения. Проблема изучения образовательной среды приобретает все более актуальное значение, тем не менее содержание понятия «образовательная среда» нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Активное использование данного понятия связано с исследованиями российских психологов в начале 1990-х годов 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz