Казакова К. С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». - 2011. - 3 (6), вып. 2. - С. 65-71.

[Ясвин, 1997; Слободчиков, 2000 и др.]. Пытаясь дать определение понятию, исследователи отталкиваются от понятий «окружающая среда» и «жизненная среда», суть которых заключается в постоянном взаимодействии человека (с рождения) со средой, в условиях которой он развивается, обучается и воспитывается. В соответствии с этим они выводят категорию образовательной среды как совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации [Ковалев, 1993]. Согласно такому подходу, под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей, так и еще не проявившихся интересов [Савенков, 2008]. Трактовка понятия другими исследователями расширенная. Так, например, А.В.Хуторской под образовательной средой понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [Хуторской, 2005]. При таком подходе процесс обучения есть процесс взаимодействия с образовательной средой, которая, в свою очередь, состоит из жизненно важных для человека и взаимосвязанных между собой образовательных сфер. Таким образом, автор подчеркивает индивидуальность и неповторимость образовательной среды каждого конкретного человека. «В предельном случае, - пишет автор, - под образовательной областью понимается, как правило, некоторый объем информации» [Слободчиков, 2000: 173]. Таким образом, как представляется, автор указывает на информационно-коммуникационное понимание образовательной среды. ВИ.Слободчиков рассматривает образовательную среду как предмет и как ресурс совместной деятельности образующего и образующегося, в результате которой между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. С одной стороны, ВИ.Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - обнаруживает ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [Слободчиков, 2000: 174]. Таким образом, в отличие от других исследователей, В.И. Слободчиков рассматривает «образовательную среду» не как данность совокупности влияний и условий, а как динамическое образование, являющееся продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося. Образовательная среда, согласно современным исследованиям, может быть представлена в виде нескольких компонентов: 1. Социальный компонент. В узком смысле под социальным компонентом понимается пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.). Так, Е.А.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов выделяют основные характеристики социального компонента образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями (преобладающее позитивное настроение, авторитетность руководителей, сплоченность и продуктивность взаимоотношений) [Кузьмин и др., 1971]. Социальный компонент образовательной среды региона выражен в социально-экономических, культурных, этнических особенностях жизни в регионе, в образе жизни, деятельности, поведении субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz