Карелин, В. А. "Шведский транзит" и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны / В. А. Карелин // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография = International relations in the European North and the Barents Region: history and historiography : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия). - Мурманск, 2008. - С. 129-140.

В.А. Карелин «Шведский транзит» и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны Вопрос о торговых отношениях со Швецией имел для России, как союзника держав Согласия, чрезвычайно большое значение.1 С одной стороны, в условиях фактического закрытия Черноморских проливов и Балтики Швеция стала для России важнейшим путем транзитной доставки многократно возросшего потока грузов из стран Антанты и нейтральных государств. С другой, она теперь сама служила источником получения российской промышленностью ставших дефицитными во время войны сырья, материалов и оборудования.2 Во время войны существовали два главных пути, по которым Россия продолжала получать из Западной Европы снабжение жизненно важное для воюющей страны. 3 Первым был морской путь через северные, 1Несмотря на это, до настоящего времени российско-шведским торговым отношениям во время первой мировой войны в целом посвящено в отечественной исторической литературе немного научных публикаций. См.: Бацис П.Э. Транзитный вопрос в русско-шведских отношениях в годы первой мировой войны (1914-1917) // Материалы У І1 Всесоюзной конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. - Л.; М., 1976. - 4.1. - С.75-77; Китанина Т.М. Экономические отношения России и Швеции в годы первой мировой войны И Материалы X Всесоюзной конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. - М., 1986. - 4.1; Кан А.С. Кан А.С. Швеция и Россия - в прошлом и настоящем. - М., 1999. (Гл. 10 - Экономические отношения - исторический очерк). 2 Российский посланник в Стокгольме в 1914-1917 годах А.В. Неклюдов лучше, чем кто-либо иной, знакомый со сложившейся ситуацией в своих воспоминаниях позже писал: «Русские заказы в Швеции увеличивались день ото дня, по мере того как все более обнаруживался затяжной характер войны. Они включали в себя как машины, так и разных видов оборудование, шарикоподшипники, бронированную сталь, турбины, стальные и железные трубы, прессы, кабели и сверх того, токарные станки абсолютно необходимые для обработки металла и изготовления вооружений». (Diplomatic Reminiscences Before and During the World War, 1911 - 1917 by A. Nekludoff, formerly Russian Minister at Sofia and at Stockholm and Ambassador at Madrid. Translated from the French by Aleksandra Paget. Second Edition. - London, John Murrey, Albemarle Street, W. 1920. - P. 336). 3 Получение грузов через Владивостокский порт и далее по Транссибирской железной дороге ограничивалось ее низкой пропускной способностью и огромной протяженностью расстояния до Европейской России. В этому связи, председатель Совещания по морским перевозкам вице-адмирал Л.Б. Кербер в сентябре 1916 года на запрос американских предпринимателей был вынужден ответить, что Владивостокский порт в «настоящий момент завален грузами и всякий подвоз туда из Америки прекращен. Все военные грузы из Америки приказано везти теперь через порты Белого 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz