Карелин, В. А. "Шведский транзит" и российско-шведский товарооборот во время первой мировой войны / В. А. Карелин // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография = International relations in the European North and the Barents Region: history and historiography : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе (Норвегия), Баренц-институт (Киркенес, Норвегия). - Мурманск, 2008. - С. 129-140.

беломорские порты (а позднее, и через Романов-на-Мурмане). Вторым был путь последовательно через Норвегию в Швецию и далее через Финляндию в Россию.4 О росте масштабов перевалки грузов в военное время через северные порты России свидетельствуют данные таможенной статистики. Через беломорский участок европейской границы было ввезено в Россию товаров на общую сумму: в 1912 году - 4 млн.612 тыс. руб. в 1913 году - 5 млн. 723 тыс. руб. в 1914 году - 46 млн. 892 тыс. руб. в 1915 году - 325 млн. 275 тыс. руб.5 Иными словами, по сравнению с последним предвоенным 1913-м годом уже в 1915 году товарооборот на Русском Севере увеличился по стоимости примерно в 60 раз. Однако, известно, что ввоз товаров через Архангельск и другие беломорские порты был все же лимитирован коротким периодом навигации в Белом море; необходимостью модернизации железной дорожного пути от Архангельска до Вологды и строительства Мурманской железной дороги до Кольского залива; недостаточностью портовых сооружений и их слабой технической оснащенностью погрузо-разгрузочными механизмами. Все это побуждало русских импортеров обращаться к транзитному пути через Скандинавию и Финляндию. В Норвегии особых препятствий для движения транзитных грузов в Россию, как правило, не возникало ввиду ее проантантовского нейтралитета, преобладавшего здесь британского влияния и отсутствия в стране особых законов ограничивающих провоз грузов. Совершенно иными были условия транзита в Швеции, влиятельная часть общественности и населения которой симпатизировали кайзеровской Германии, а правительство придерживалось по отношению к державам Согласия практики «строгого нейтралитета». В самом начале войны товары провозились через Швецию беспрепятственно, если не говорить о затруднениях, происходивших вследствие неподготовленности моря и через Колу» (Российский государственный исторический архив г. Санкт- Петербург (РГИА). - Ф. 560,- Оп. 22. - Д. 389. - Л.384). 4 Грузы направлялись пароходами через шведские порты Ботнического залива в порты Финляндии, или железной дорогой через Хапаранду и Торнео. Кроме того, существовал скандинавский транзитный маршрут, который миновал Швецию: пароходами в норвежский Шиботен фиорд с последующей перевалкой и доставкой грузов гужевым транспортом на финляндскую ж.д. станцию Карунки (РГИА. - Ф. 1524. -Оп. 1,- Д. 130. - Л.98). 5 РГИА. - Ф. 122. - On. 1. - Д.196. - Л.6. Нужно оговориться, что в приведенных статистических данных не учтено падение курса рубля за время войны. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz