Иванов, А. Н. Читательские интересы студенческой молодежи // Ученые записки МГГУ. Психологические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – Вып. 11. – С. 128-131.

А.Н. Иванов Читательские интересы студенческой молодежи Интерес к проблемам чтения со стороны педагогики и психологий значительно усилился в последние два десятилетия в связи с экспансией телекоммуникационных технологий, приведшей к тому, что в сознании многих людей, и в первую очередь, детей и подростков, чтение стало вос­ приниматься как своеобразный пережиток прошлого. Многочисленные ис­ следования в таких разных сферах науки, как психология и педагогика чтения, книговедение, библиотечная психология и библиопсихология, библиотерапия и библиопедагогика, подтверждают факт стремительно снижающегося интереса к чтению (1, 2, 3J. Уместно привести результаты международной оценки качества чте­ ния 15-летних учащихся общеобразовательных школ России. Эти резуль­ таты получены в рамках программы PISА - Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millennium (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии). [4]. Среди 32 стран Россия оказалась на 27 месте в 2000 году; в 2003 - на 33 месте среди 40 стран. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) —в нашей стра­ не 73,5% «нечитагелей» и «почти нечитателей». Читать стало немодно и не престижно. Многие нынешние школьни­ ки и даже студенты говорят буквально следующее: «книг я не читаю» (из наблюдений автора). Так, например, на одном из коммуникативных тре­ нингов молодому человеку, студенту 1 курса было предложено предста­ вить такую ситуацию: «Вы заметили в троллейбусе девушку, которая ув­ леченно читает какую-то книгу. Она вам понравилась, и вы захотели с ней познакомиться. Как вы будете действовать?». Реакция юноши была поис- тине удручающая: «Мне не может понравиться девушка, которая читает книгу». Тестирование школьников старших классов и студентов по чтению, проведенное в начале 80-х годов прошлого века, в сравнении с результата­ ми 2001-2005 гг. также свидетельствуют о снижении продуктивности чтения - интегрированного показателя качества чтения (усвоение содер­ жания текста в единицу времени, определяемое как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения). Продуктивность чтения отражает вос­ приятие, понимание, запоминание, выявление смысла содержания текста. Снижение продуктивности чтения произошло в основном не по скорости чтения, а по качеству (снизился коэффициент усвоения). Снизилось коли­ чество читателей со средними показателями чтения (по скорости и усвое­ нию) с 44% до 33%; увеличилось количество читателей низкопродуктив­ ных с 48% до 67%. [1]. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz