Иванов, А. Н. Читательские интересы студенческой молодежи // Ученые записки МГГУ. Психологические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – Вып. 11. – С. 128-131.

Всё это не может не тревожить, «Ножницы» между объемом про­ граммного материала в общеобразовательной школе и продуктивностью его освоения не уменьшаются, а увеличиваются. Надо заметить, что чтение - это сложнейшее системное образование, включающее в себя целый ряд психофизиологических процессов - визу­ альных, артикуляционных, слуховых (при чтении вслух); психических процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения; наконец, чтение - один из видов речевой деятельности. В то же время в педагогике как средней, так и высшей школы возникла тенденция перехода на дистантное обучение, обучение при помощи компьютерных технологий. Чтение с эк­ рана предъявляет более сложные требования к психическим и психофи­ зиологическим возможностям человека. Если дети и подростки не привык­ ли читать книги в обычном, бумажном формате, им не по силам будет одо­ леть сложные учебные тексты с экрана компьютера, а значит, получить учебные знания и образование в целом. Понимание как художественных, так и научных текстов невозможно без хорошего развития памяти. Из личных бесед со школьниками и взрос­ лыми людьми, не любящими читать, выясняется любопытная особенность. Оказывается, многие люди не любят читать художественные тексты пото­ му, что не понимают их, а не понимают потому, что не могут запомнить события и персонажи, о которых говорится в книге. Прочитав несколько страниц, такой читатель обнаруживает, что он не может соотнести слова и поступки персонажей с самими персонажами, имена и описания которых он уже забыл, как забыл и предыдущие собы­ тия, уже рассказанные автором, и общая картина произведения, таким об­ разом, ему представляется хаотичным нагромождением образов, бессис­ темным потоком не связанных друг с другом слов, фраз, происшествий. Неудивительно, что такой читатель быстро теряет интерес к произведе­ нию. Впрочем, возможно, что такая плохая память на героев и события в книге объясняется отсутствием интереса к ним. Здесь уместно поговорить о природе интереса к содержанию книги, в частности, художественной книги. В самом деле, почему мы должны тратить свое время и усилия на то, чтобы узнать какие-то факты из жизни людей, никогда не существовавших в реальности, придуманных авторами, жившими много лет или даже сто­ летий назад? Вероятно, в сознании, или же в бессознательном, такой во­ прос неизбежно возникает у не-читателей (будем называть так тех, кто не любит чтение как особый вид деятельности). Если оставить в стороне учебный процесс и связанную с ним необ­ ходимость читать ради оценки (учебный мотив), то остается только два часто встречающихся мотива чтения. Это - желание повысить свой куль­ турный уровень, во-первых, и удовольствие от чтения, во-вторых. А спо­ собность получать удовольствие от чтения, в свою очередь, зависит от об­ 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz