Фёдоров П.В. Концептуальные подходы изучения истории Кольского Севера.
42 П.В. ФЕДОРОВ Концептуальные подходы изучения истории Кольского Севера У читель истории средней школы, даю щий уроки по краеведению и другим дисциплинам историко-обществовед ческого блока, неизбежно сталкивается с проблемой теоретического осмысления про шлого, того методологического подхода, который в значительной степени и определяет отбор содержания учебного материала и его методическую обработку. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда учитель вправе самостоятельно выбирать учебные программы и научные концепции. Диапазон же выбора напрямую зависит от разработанности исто риографии в целом. Однако если представле ния об историографии всеобщей и отечествен ной истории целенаправленно формируются у студентов-историков в вузах, то опыт местной исторической науки остается, как правило, без внимания. Правда, в Мурманском государственном педагогическом институте это обстоятельство было учтено, и с 1998 года студентам читается специальный курс по местной историографии. Уже опубликованы программа спецкурса, обзорные статьи и учебное пособие [8; 11; 13; 14]. В этих материалах, впрочем, крайне сла бо освещен вопрос о концептуальных подхо дах изучения истории края, который, по всей видимости, и должен сориентировать учителя при подготовке к краеведческим урокам. В первую очередь следует исходить из того, что история Кольского Севера на сего дняшний день представлена несколькими теоретическими моделями. Нельзя сказать, что материал систематизирован и обобщен одина ково глубоко в каждой из этих систем, но во всяком случае выбирать есть из чего. Первым, кто дал системное изложение истории Кольского края, был Г.Ф. Гебель (1844-1910) - человек весьма разносторонних интересов: предприниматель, возглавлявший «Первое Мурманское китобойное и иных промыслов товарищество», орнитолог, исто рик. Главный его труд - «Наша Лапландия», в котором значительная часть посвящена исто рии, был издан отдельной книгой [1]. В мур манских библиотеках она, к сожалению, отсутствует. В более кратком изложении этот труд еще издавался в журнале «Русское судо ходство» под названием «Наша северо- западная окраина - Лапландия» (с журналь ными оттисками можно познакомиться в Мурманской областной научной библиотеке) [ 2]- По своим теоретическим воззрениям на историю Г.Ф. Гебель был близок к представителям «государственной школы» (С.М. Соловьеву, С.Ф. Платонову и др.), считавшим государство (и самих носителей государственной власти) главным фактором исторического развития России. История Лапландии для Г.Ф. Гебеля - это история колонизации (заселения и освое ния) этого края, проходящей при участии «как со стороны правительства, так и со стороны частных лиц и торговых компаний». Причем воздействие «сверху», т.е. правительственное влияние, исследователь оценивает более высоко, нежели воздействие «снизу», самого общества. Отрицая идею перманентного прогресса в истории, Г.Ф. Гебель показывает, как периоды подъема в истории края сменя лись периодами упадка, вызывавшимися, по его мысли, «не стихийными причинами, не войнами, не отсутствием предприимчивости, но близорукостью правителей, ленью и демо рализацией чиновного мира, не заботившегося о благе края». Периоды же подъема Г.Б. Ге бель, напротив, связывает с деятельностью мудрых правителей. Он выстраивает свою периодизацию, подразделяя историю края на четыре периода, каждый из которых соответствует очередной волне колонизации. Первый из них Г.Ф. Гебель определяет в границах от наиболее раннего упоминания Лапландии «викингом» Оттаром в IX в. до русско-норвежского договора 1326 г. Это период первоначального заселения края рус скими людьми, ускоренного, по мысли Г.Ф. Гебеля, включением территории края в состав русско-норвежского округа не позже XI в. Роль иноземного влияния на Мурмане была слишком велика, поэтому Г.Ф. Гебель определяет состояние края как «хаотическое». Только по мере укрепления Русского государ ства, что произошло уже во второй период (1326-1665 гг.), удалось в значительной степе ни устранить притязания иностранцев на Мурман. Как раз на время с середины XVI до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz