Бубенцов, В. Н. Сравнительный анализ деревянного зодчества Кольского Севера и Норвегии // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Ч. 2. - С. 44-48.

В.Н. Бубенцов СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА И НОРВЕГИИ Храмовое зодчество - это типично русское искусство, родившееся и господствовавшее на Европейском Севере в течение несколько веков. Храм - это сочетание религиозного, церковного с общественным. Это, прежде всего место, которое объединяло население, место праздничных, христианских встреч, обрядов и мирских сходов. Это памятники былого и, прежде всего органическая составная часть всего древнерусского нацио­ нального искусства. И даже в 18 веке, в эпоху Петра 1 на фоне распростра­ нения каменной европейской архитектуры, на Севере появляются всё но­ вые замечательные деревянные традиционные храмы - шедевры большого и глубоко самобытного искусства. «Страною зодчих» называл Россию Игорь Грабарь. Русский Север - это грандиозная, единственная в своём роде резер­ вация народного деревянного зодчества. Поморами называют русских, заселивших с 10 века юго-восточное и юго-западное побережья Белого моря, а также жителей, проживающих на берегах Белого моря. Обширный лесной край, раскинувшийся по берегам Онежского озера и по низовьям рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Су­ хоны новгородские славяне называли Заволочье. В научных работах большую часть Европейской России, располо­ женной к северу от 60-й параллели, иногда также считали Поморьем и тра­ диционно именуют Русским Севером. При освоении Севера славянские переселенцы столкнулись с проблемами этнокультурных отношений с финно-угорскими народами. Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов художест­ венного творчества: древне-русский интерьер, иконы, фрески и мозаики, а вместе с церковным хором и колокольным звоном создавалось удивитель­ ное духовное единство. На Севере складываются другие традиции и на протяжении не­ скольких веков были выработаны совершенные формы деревянного зодче­ ства, непрерывно влияющие на всю совокупность русского искусства. Следуя за историческими этапами развития русского народа, видно, что он развивается эмоциональным путём с уклоном в сказочно­ мифическое миросозерцание; с точки зрения этого развития мы и должны оценивать его художественные продукции. Образцы древне-русского ис­ кусства как нельзя лучше подтверждают данное положение. Бесценность памятников храмового зодчества Севера проверена сто­ летиями. Как тут не вспомнить крылатые слова Эжена Виоле ле Дюка 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz