Бубенцов, В. Н. Сравнительный анализ деревянного зодчества Кольского Севера и Норвегии // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Ч. 2. - С. 44-48.

теми, кто их копировал и совершенствовал. Норвежцы в 11-13 веках пре­ вратили воздвижение деревянных церквей в утончённый вид искусства. Этот вывод впервые прозвучал в академическом исследовании Ю.К.Дала в 1837 году. Строились те деревянные церкви технологически несложно. В каче­ стве фундамента в землю вкапывались длинные брёвна на расстоянии 2 метров друг от. Друга, а к ним сверху крепились горизонтально толстые доски. Но главным изначальным дефектом был непродуманный «фунда­ мент», так как брёвна в земле быстро начали гнить. В результате церкви, дошедшие до нас с 11 века, сохранились только благодаря своевременным реставрационным и консервационным работам. После этой операции «вы­ жили» до наших времён 25 деревянных церквей из 750. Некоторые из них собраны в Народном музее в Бюгдей. Церкви 11 века в плане имели прямоугольный неф, квадратный ал­ тарь, иногда боковые проходы. Вертикальные столбы центрального нефа одновременно служили поддержкой крыше до самого верха. В этом такая конструкция принципиально отличалась от русской системы срубов. К 13 веку конструкция усложнилась - появились многочисленные ступенчатые крыши на манер пагод. Большое внимание уделялось вычурной деревян­ ной резьбе (в отличие от более скромного наружного декора на храмах Русского Севера). Флероны в виде голов животных, выступающие над коньками крыш, и фронтоны вызывают в памяти готические горгульи или носы викингских кораблей. Смешение на фасадах сцен из Библии и древ­ нескандинавской мифологии показывает всё ещё продолжающуюся борьбу язычества и христианства в столь поздние времена. Возвращаясь к русскому деревянному зодчеству, мы отмечаем, что каждый из перечисленных выше типов храмов создавал их неповтори­ мость при повторяемости форм и деталей. Эти застройки создавали гармоничную цельность, законченный неповторимый образ северного на­ родного зодчества. Обобщая сказанное, можно привести слова русского художника и реставратора И.Грабаря: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декора­ тивный инстинкт, изобретательность форм - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архи­ тектурной одарённости русского народа...» 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz