Экскурсионная работа и ее возможности на Мурманской железной дороге // Вестник Мурмана. - 1924. - № 20. - С. 4-6.

6 ВЕСТНИК № 20 (72). в этом случае дать предел авленпе о той эре в истории земли, когда произошло образование гранитных областей на нашей плапете, сообщив сведения, касающиеся со­ става гранита и его физических свойств, обрисовать простирание грапиіа в фепно-скандинавском массиве, исторические н доисторические изменения, имевшие место в этом массиве (положительные и отрицательные коле­ бания морских берегов). Сделать обзор условий суще­ ствования человека па гранитных массивах, положение хозяйства, зависящее от скудости растительного мира па гранитных областях и т. д. К сожалению, предоставленное нам, на этот раз, место па страницах В. М. не позволяет набросать хотя бы такой же беглый обзор экскурсий, воможных в условиях Карелии и Мурмана, по мы полагаем, что в одном из ближайших JiiJV:, возможность эта предста­ вится, и тогда мы коснемся более широко вопросов, связанных с проведением производственных экскурсий и, может быть, дадим работникам просветительных учре­ ждений края некоторую библиографию по этим вопросам. * * * Согласно постановления пленарпого заседания Дор- профсожа Мурм. ж. д., экскурсионная работа поставлена на первую очередь в плане летней культурно-просвети­ тельной работы. Правда, приступать к выработке плана экскурсии и экскурсионных методов применительно к местным условиям немножко уже поздно, по все же сделать, даже в предстоящем сезоне, можно многое. Одной экскурсионной работой на местах Дорпрофсож, иовидимому, не хочет ограничить этого рода деятель­ ность на дороге. Предполагается устройство экскурсий в Ленинград и даже в южные районы страны. Это обстоятельство расширяет круг экскурсионной работы до необычайных размеров, обещая тем самым принести п столь же большие результаты. Скудость впечатлений, однообразие окружающей обстановки, недостаток в куль­ турных развлечениях—вот чем характеризуется жизнь транспортников в глухом и дочти первобытном крае, а таковыми являются миогие районы Мурм. ж. д. Уже это одпо говорит о той громадной пользе, какую получат трапснортники с линии от экскурсий в Ленинград, осмотра его достопримечательностей, музеев, посещения здешних театров и т. и. Надо полагать, что подобные экскурсии будут достаточно полно обставлены в смысле помещений, питания и наиболее рационального исполь­ зования времени экскурсантами. Экскурсии на Кавказ, в Крым и ироч. дают настолько обширный материал, что здесь мы даже воздерживаемся от каких-либо комментариев к ним. Во есяком случае экскурсии дадут мурманским тран­ спортникам значительное количество знаний о их крае и послужат хорошим средством к приобретению энергии и силы к новой работе на благо эгого края. Экскурсии в Ленинград нрипесут им массу интересных и освежа­ ющих впечатлений, так как уже одна поездка сюда даст обычно ряд новых и оригинальных переживаний и служит крупным событием в жизни далекого северяннаа-жедезно- дорожника. Соединенные с просветительными целями и до известной степени с развлечением экскурсионные поездки принесут им гораздо больше. А . Хордитйнен. стоит в тесной зависимости от характера администра­ тивных приемов управления. В этом отношении больным местом советской работы в самом недалеком прошлом служили две Крайности до сих пор. к сожалению, не изжитые на транспорте: это система кнута и система панибратства. Та и другая вносит разлагающее влияние в процесс работы. Система кнута, покоющаяся на не­ уважении и недоверии к работникам п заключающаяся в систематическом действии окриком, деморализует рабо­ тающих, создает вместо спайки враждебный лагерь, по­ нижает, вздергивая нервы, качество работы и, впосл бессистемность и падрыв, буквально губит дело. В JS 29 „Вестника Мурмана4- за 1928 г., где пишущий эти строки впервые тогда отозвался па призыв центра к ра­ ботам НОТ'а, дана была, между прочим, довольно вы­ пуклая картина, сфотографированная с действительности, работы в атмосфере этих бессистемных понуканий и се печальный результат. Повторять ее не будем. Система в работе и сознательное вдумчивое отношение, гаранти­ рующее успех, не могут мириться с системой кнута. Противоположная крайность— панибратство, также вносит разложение: психология самого сдержанного дисциплинированного работника заметно меняется от того дряблого отношения к служебному долгу, которое вносится системой папибратства. Служебное помещение обращается незаметно в какой-то клуб, работа идет с перебоями и рассеяпно. Выше отмечены только пемпогие угловатости и боль­ ные места в работе аппарата транспорта, которые тре­ буют „рационализации это первые, может быть, слишком элементарные подходы для работы ио научной органи­ зации системы управления, но начинать нужно с эле­ ментарного и простого, чтобы вернее и скорее дойти до более сложного и тонкого. Ф. Іклявский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz