За Родину! 1943, ноябрь
Красили Армия ежедневно освобождает or немецко-фашистских 1 лхhi Iчикон десятки иаіслгит.іх пунктов нлпіеіі страны. Советский илроі. радостно не г p c v i a e г ( моих осиободн гелей ПА (.11ИМКІ:: колхозники освобожденной деревин Смоленской области беседуют с бойцами Красной Армии. Фото 1і. Рипасова. В о т п е т на приказ товарища Сталина Еще крепче работать каждому Лнчнын состав пашен части активно научает великие до кументы товарища Сталина - его приказ Л® 309 и доклад от 6 ноября Г.і-13 года. Младший сержант т. Ники тин несколько рал проводил ч и т к у доклада товарища Сталина в команде с бойцами и младшими командирами. Он ведет конспект по науче нию книги товарища Сталина <0 Великой Отечественной войне Советского Союза.*. Сержант т. Каеимонлаконеиек- тирввал больше половины этой За мечательноП КНИГИ. Сержант т. Иванов оформил иа 1.1 иди уіо агитацию в по мощь изучающим сталинские док\ менты. Он помогает по і бирать дополнительнаю лите рат\ ру галеты и брошюры, ак тивно участвует в выпуске степной галеты п боевого лист ка. Большую и интересную ра боту проводит сержант т. Чер тов. Как фотосиециалист он оформил серию фотоснимков занятий личного состава. Трудную работу выполняют наши бойцы п командиры. Доставка необходимого мате риала в части связана с тя- М г I I У і Ы преступников держать стзѳт за все их з,яид;йіт;лі ,, С Т А Н А П Р А В О Б Е Р ЕЖ Н О Й УКРПИНЕ tla ножарищг. ^ ----- заставим немецких Так много зла причинили немцы Е сть в нашем подразделении ооицы, которым лично приш лось испытать издевательства немцев. Они пришли в Военно- 113 от районов, немецкой желым физическим трудом. Не- ................... ............., ....... ......... редко приходится работать день чтобы своей работой здесь на Морской Флот освобожденных оккупации. Вот краснофлотец т. Апух тин. Он из Курской области. Много горя советских людей видел т. Апухтин и перенес сам, много зла ему причини ли фашисты. Они ограбили семью т. Апухтина, тяжело избили старого деда. Самому Апухтину много раз приноси ли из комендатуры повестку, и он вынужден был скрывать ся, чтобы избежать насильст венной мобилизации на каторж ные работы в Германию. Сейчас т. Апухтин в Военно Морском Флоте. Он честно служит Родине, вкладывая в порученное ему дело всю силу ненависти к врагу. Он так же, как и его товарищи, горит желанием на «отлично» изу чить военное дело, быстрее овладеть своей специальностью, подряд. 1 'аоотать и в снежные заряды и в дождли вую погоду. Но люди не жа луются, не хнычут, а работают. Знают они, что ото необходи мо. Изучая исторические доку менты товарища Сталина, каж дому бойцу и командиру еще яснее отанопитен наш путь борьбы и грядущей победы над немцами. 1 потому еще к| епче, еще унорпее работает каждый воин. Е. Холманских Справились успешно Дружно работали наши ре монтники, выполняя задании командования. Люди так чіі не отзовет! ре 1 >ур. ,\ Всех бічЛО в наиболее короткий хорошо сиравнтьс лепноіі задачей. Особенно отлнч боте комсомольцы Я с работали на це лееланне срок и поста в- ’ Ь т т . на ра і.ремеп- ко И. 11. и Архинов И 11. Они дневную норму выполнили на 147 процентов. Старший техник-лейтенант т. Янковский хорошо органи зовал труд и личным приме ром воодушевлял подчиненных. Благодаря общему подъему, личный состав цеха с задани ем справился успешно. И. Ерофеевский. М аш и н а всегда в готовности к, аснофлотец тов. нашем подразделе- c. начала воины, машины Ш%. Старший Волкодав в нпи служит Он — шофер ол все время вверенная ему машина пи разу не простаи вала по вине водителя и не вы ходила ил строя. В любое время дня и ночи т. Волкодав готов к выполне нию задании командования. оа честную службу и уме лое обращение с машиной старший краснофлотец т. Вол кодав имеет несколько благо іарностей. 1 я уверен, что этот достойный боец и впредь оправдает оказанное ему до верие и всегда выполнит лю бое заданно п в любых усло виях. Младший сержант М. Лучников. севере мстить немцам, мстить сполна. Е. Куланина. Примерный боец В нашем подразделении осо -1 тов. Полицпнский имеет оонпо зорко несет караульнуюj сколько благодарностей. Сейчас передовой воин службу краснофлотец Полиции скнй. У него высокая дисцип лина. Он всегда точно выпол няет приказания. За отличное несение караульной слѵжбы не- тов. Полицинскнй изучает програм му и устав ВЛКСМ. Он гото вится вступить в комсомол. В. Гришинев. Мсти немцу, брат! (письмо краснофлотцу т. Ильюшину из Орловской области) Добрыа день, дорогой брат Егор. Пишу тебе и удивляюсь, как мы остались живы. Ведь сколько народа убили прок литые немцы. Убили соседей: Натаіью, Романа, Татьяну, Марию, Сеньку, Аксинью уби ли с детьми. Да разве упи шешь все на листе бумаги. Колю нашего угнали в Гер манию. Сердце негодует, как вспомнишь про издевательства гадов над нашим народом. Мсти немцу беспощадно. Мсти за наши страдания и слезы. Твоя сестра. Письмо из Ленинграда На днях комсомольцы из города Ленинграда прислали мне письмо. В письме они пи шут, что трудятся, не покла дая рук для разгрома ненави стного врага. — «Мы знаем, что своим упорным трудом помогаем бить врага, освобождать совет скую землю от фашистской сво лочи», — пишут комсомольцы. Мы вопны-совероморцы своим самоотверженным трудом да- иім достойный ответ ленин градцам. Красноармеец Е. Никонов. ВОЕННО-МОРСКОЙ СПРАВОЧНИК Крейсер— военный корабль, во оруженный преимущественно ар- тилериен. Имеет быстрый ход, предназначается дли разведыва тельной и дозорной службы, ох ранения транспортов, набеговых операций и т. п. Лидер— эскадренный миноносец больших размеров (до 30U0 тонн водоизмещения). Миноносец— корабль с преиму щественно торпедным вооруже нием. Торпедный катер — небольшой быстроходный корабль с торпед н ым вооружением. В о т и К о т ы щ с . — с и л о Ж и т о м и р с к о й о ю л а с т и . л у д а п и г л я и ь — к р у г о м п о ж а р и щ и . Н и м ц ы д о ж г л и с е л о в і У і л г . , и п у с т ы р и у с п е л и п о р а с т и л о б е Д О И и о у р ь я н о м . п о д л о р и з р у ш е ш - ю й т е ч и р а с т е т к у с т п р о с а , ч у т ь п о о д а л ь — п о д с о л н е ч н и к р а с п л а с т а л с в о и ш е р ш а в ы е л и с т ь я . О б г о р е л а я г р у ш а и ' б е р е з ы . Н е п о д а л е к у р а з в а л и н ы с о ж ж е н н о й ц е р к в и . Идем дальше т о селу. На прасно ищешь глазами челове ка. Нигде — никого. Тишина, мертвая, гнетущая тишина. Вокруг села луга, вдали си неет полоска леса. Мы оста навливаемся на холме. Отсюда хорошо видно, как над верши нами деревьев вьется сизый дымок. Кто-то из партизан с уверенностью .говорит: — Копыщане. JB o h там, где дымок. Живут в куренях. Копыхце — родное село пар тизана Лазка. Тут он оставил .мать, четверо детей. Всех их убили немцы. Дазко стоит на черном пепелище, где была когда-то его чистая, веселая хата. 'Среди двора разбросаны уже поросшие травкой вещи домашнего обихода. Вот сапка. Он подымает ее, рассматривает и тихо говорит-. — Сам ковал. Потом поднимает топор с об горевшим топорищем. В его .глазах нет слез, но светится в них так я -боль, такая тоска, что кажется — вот упадет он на землю и, как ребенок, без утешно ізаплачет. Молча подходит он к грядке, где растет широколистый та бак: — Хорош табачок! Садила жинка для меня... Рука его протягивается к пышным листьям и, не дотя нувшись, будто увяла, опу скается вниз. Оглянувшись, он молча возвращается к обозу. Отряд идет дальше, в парти занский табор. Не спрашивайте о матери. В обед к партизанскому ла герю приходят из куреней ко пыщане. На траву возле взрос лых, боязливо озираясь, приса живается девочка лет семи. Повязанная белым платочком, загоревшая и черноглазая, она с недоверием смотрит на меня. — Как звать тебя?— спраши- j ваю я. Она смотрит на людей, как бы ожидая от них поддержки и защиты. — Чего ж ты молчишь? Где твоя мама? На длинных ресницах за дрожали слезы. Девочка отво рачивается от меня и закры вает лицо руками. — Чего ж ты плачешь? Испу галась? Я обнимаю ее за худенькие плечи и чувствую, как девочка вся дрожит. — Вы лучше не спрашивайте ее о матери. Отец у нее есть, а мать немцы убили. Я замечаю рану на смуглой ее ножке. Рана гноится, по ней ползают мухи. — Это она обгорела на то- жаре. Большой пожар был... но, смерть ПО Ой Щекам. Уголком - 1 д о с т а ю и н д и в и л ѵ а п ь н к і ” п а к е т , п е р е в я з ы в а ю ^ 1и н о ж к у . О н а с м о т р и т м і 0 у ж е с б о л ь ш и м д о в е р щ .д , я к а к и р а н ь ш е , м о л ч и т ’ Ой, мамочка, наша пришла.. И з - з а к у с т о в н а д о р о г у нм х о д и т ж е н щ и н а , в ы с о к а я ѵѵ д а я и « р о б к о п р и б л и ж а в ] . 'я п а р т и з а н а м . k Ж е н щ и н а с а д и т с я -на ти ічѵ К р у п н ы е с л е з ы б е г у т м о р щ и н и с т ы м х у д ы м О н а в ы т и р а е т и х платка,. — С ы н а р а н и л и , д о т к у у б и л и , и д и т е к к о м е н д а н т у , — 1 0 . в о р я т , — о н в а м . ч т о - т о с к а ж е т А і Г а н к а и г о в о р и т м н е : « О й м а м о ч к а , э т о ж н а ш а см ерть п р и ш л а . . . » Я и г о в о р ю : « Б е г и в л е с , а я с а м а п о й д у к т о м у к о м е н д а н т у » . П о б е ж а л а о н а в л е с , а я к к о м е н д а н т у п о ш л а С м о т р ю , а т а м п о л н о л ю д е й : и м о л о д ц ы , и д е т и , и с т а р и к и г л у б о к и е . , В к л у н ю п о з а г о н я л и н а с н е м ц ы , к а к с к о т и н у . П о т о м с н я л а в т о м а т н е м е ц р ы ж и й , да к а к с т р е л ь н е т т о л ю д я м ! Ж е н щ и н ы с д е т о ч к а м и т а к и п о п а д а л и , к а к л и с т о ч к и . . . С т а л и л ю д и . д у м а т ь - г а д а т ь , к а к бы с п а с т и с ь . О д и н ч е л о в е к стал п о д к о п р ы т ь п о д с т е н к у . Т о л ь к о в ы с у н у л г о л о в у , — а его в г о л о в у п у л е й . « С п а с а й т е с ь , д о б р ы е л ю д и ! » , — з а к р и ч а л а я и б р о с и л а с ь и о д п о м о с т . Г л я ж у з е м л я р а з в о р у ш е н а , к т о - т о ям у к о п а л , а п о т о м в и д а т ь , з ары л. Н а ч а л а я з е м л ю р а з г р е б а т ь р у к а м и , а с в е р х у н а п о м о с т е то ж е л ю д и п р я т а л и с ь . У б и л и там н е м ц ы « м о л о д и ц у с д и т е м . Д о л г о о т т у д а в с е к р о в ь лилась. П о т о м н а ч а л и у б и в а т ь о с т а л ь н ы х . Я в я м у з а р ы л а с ь . Ч у ю — ж е н щ и н а н а м е н я у п а л а . Н е м е ц п о д о ш е л к н е й , т и х н у л но г о й . « М а т к а , в с т а в а й » . А как е й в с т а т ь с е р д е ш н о й , к о г д а он а м е р т в а ? ' С т р е л ь н у л о н в нео е щ е р а з , а п у л я м н е н о г у п р о б и л а . Л а д н о , ч т о «к о с т и н о за ц е п и л а . Т е р п л ю , м о л ч у . З а п е р л и н е м ц ы к л у ш о и у ш л и . О т п о л з л а я м а л о с т ь , ч у ю зем л я п о д о м н о й в о р у ш и т с я . Г л я ж у п о д л е .м е н я Ф и л и п п о в а д о ч к а Г а н к а , р а н е н н а я , и о т о о д н а ж е н щ и н а — М о т р я . С о б р а л о с ь н а с у ж е т р о е . Д в е р и за п е р т ы , л ю д и у б и т ы е л еж ат. П о д о ж г л и н е м ц ы х а т у . Н у , д у м а ю , к а к з а п а л я т е щ е к л у ш о , с г о р и м в с е в о г н е . А .со л ныш к о . у ж е з а ш л о . П о т о м б о г п о с л а л б о л ь ш у ю т у ч у . П о д н я л а с я б у р я . . . П о д к о п а л и м ы я м у , т и х о н ь к о в ы л е з л и и з к л у н и . С к и н у л а я е с е б я с в и т к у , п о д н я л а н а п а л ь ц ы — н и к т о н е с т р е л я е т . О с м е л е л а і м а л о с т ь , д а л ь ш е п о л з е м . В и д и м — н е м е ц с т о и т на д о р о г е , к а ш л я е т , ш а г о в п я т ь д е с я т о т н а с . . . П е р е п о л з л и ыы т у д о р о г у . . . О с т а л а с ь я яШ" в о ю . Д а л у ч ш е « м н е п о г и б н у т ь с о в с е м и в т о й к л у н е . У б и л и н е м ц ы м о ю Г а н н у , н е д а л и Д° ч е к ь к е м о е й д о б е ж а т ь д о леса... Я р к о с в е т и т с о л н ц е . Н е б о — к а к л е н в ц в е т у . Ж е н щ и н а п л а ч е т г о р ь к и м и с л е з а м и . Перевод с УкраИу СК 0 удх, Н А Д О С У Г Е Известно ли тебе... ...Что мгновение, т. е. одно ми гание глаза, длится две пятых секунды, а электричеству, иду щему по проводам или радиовол нам, требуется лишь одна восьмая секунды, чтобы совершить круго светное путешествие? . .Что чувствительность челове ческого зрения в темноте в 2 ты сячи раз больше, чем на снегу. ...Что вода занимает около 3|4 всей поверхности земли? Если бы вся масса воды была равно- земле, то тол- мерно разлита по она бы составила оболоч у. ^ щинои около 2,1 к " прмной ...Что изобретение тюре"°_ азбуки перестукивания [ д, жиг писателю-декабристу ■ I Бестужеву-Марлинскому. думал и впервые применил ее время за О т в е т с т в е н н ы ^ р е д а н у ГМ-14098 Заказ № 259.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz