За Родину! 1943, июль

З А Р О Д И Н У ! 18 июля 1943 № 52 , пеекя, звени бо«*а« У ★ ★ ★ •к -к тЗг Н а вер хн ей п а л у б е гвардейско го миноносца „С ообрази тельной “ в часы досуга. Фото Е. Халдея и В. Иванова. Пой, гармоника, вьюге на зло, Заплутавшее счастье верни! Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. СО СМОТРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В е ч е р т в о р ч е с т в а Первым выступает хор в сопровожде­ нии струнного оркестра. Иллюстрированный монтаж «Выполним до конца приказ то­ варища Сталина № 195» сменяется песнями «З астава дорогая» и «Я вернусь» из кнно- фильма «Пархоменко». Вслед з а этим хором выступает хор иод руководством красноармейца т. Скороход. Он исполняет «Песню о Сталине», »Марш Се­ верного флота», «Морская гвардия» и «Зас­ вистали ка заченьки ». Выступления хоров сменяются испол­ нителями на струнных инструментах, пляс­ ками, декламацией, сольными песнями и т. п. Как и во время прошлого смотра само­ деятельности неплохо прочитала стихотво­ рение ІІоваленкова Ты отомстишь!» крас­ нофлотец К. Ежкина. Живо и просто про­ читал отрывок из поэмы «Василий Теркин», лауреата Сталинской премии Л. Твардовско­ го под названием «О награде» красноармеец т. Павлов. Из песен, исполненных хорами, особен­ но обращают на себя внимание «Я вернусь», «Застава дорагая», «Песня о героях», «В ер ­ на» подруга». Выгодно выделяется среди танцоров т. Хмелевская, исполнившая «Про­ летку». Нельзя не отметить младшего сер­ жанта т. Белавина, неплохо исполнившего ряд номеров на балалайке. Несмотря на все положительные сторо­ ны, у участников самодеятельности имелись и крупные недостатки. Чувствуется какая-то недоработанность каждого номера. Мало в программе вещей, связанных с 1 0 -летием Северного флота. Опять-таки не пропаган­ дируются боевые традиции своих частей и подразделений. Ниже мы печатаем две вещи, неплохо исполненные на вечере самодеятельности. ТЫ ОТОМСТИШЬ! (Ч и т а л а красноф лотец т. Ежкина). Вот к виселице, на помост дощатый, Переменную женщину ведут... Она идет селеньем опустелым, По у л и ц ам , где каждый лист поблек. Ей на спине намалевали мелом: „Так будет всяк, кто не платил оброк" . Избитая , спокойной быть стараясь, Она идет, ступая тяжело. И пьяные солдаты , усмехаясь , Приклад ами её толкают зло: „Иди, иди негодный русский баба, Мы сделаем сейчас тебе капут" , — Они твердят. И ли х о возле штаба Честь обер -лейтенанту отдают. Веревку з ах в ати в с собой покрепче Ведут солдаты женщину в сарай. Ра з битым ртом она беззвучно шепчет: „Любимый мой, далекий мой—прощай... Ты отомстить .. ." . И вот из тьмы сарая К р и к женщины в ее предсмертный час Летит , ра стет , сквозь стены проникая... Ты слышишь ли , товарищ, этот крик? Ты слышишь ли, боец, как плачут дети, У виселицы стоя босиком? Ты слышишь ли , к а к свист немецкой плети Сшибает с ног и валит их ничком? 7 ы слышишь ли, к а к над сожженной хатой Д р ож а т , прощаясь с .жизнью, тополя, К а к под пятой немецкого солдата Гудит и стонет р у с ская з емля? Іы слышишь ли свое сердцебиенье, Что кровь твоя кричит тебе о том, Что час настал , что нет врагѵ спасенья, Что слово месть на знамени твоем? Я в е р н у с ь (П есн я из кинофильма „ П а р х о ­ менко". Исполнял хор под руководством лейтенанта т. Гу тан о в а). Ты ждешь ли завета От друга привета, Не спишь до рассвета — Все грустишь обо мне. Припев: Одержим победу, К тебе я приеду На горячем, боевом коне. Приеду весною, Ворота открою. Ты со мной, я с тобой Неразлучны вовек. Припев: В борьбе и тревоге Не стой на пороге. Я вернусь, когда растает снег. Моя дорогая, Я жду и мечтаю — Улыбнись, повстречаясь, Был и в жарком бою. Припев: Ах, как бы дожить бы До свадьбы женитьбы, И обнять любимую свою. Р А Ц И О Н А Л И З А Т О Р Ы Р А З Г Р У З К А УС К О Р Я Е Т С Я В Д В А Р А З А Младший лейтенант т. Белов предложил для разгрузки авто­ машин при перевозке грунта применить изогнутую лопату и л и так назы ваемый скребок. Его предложение было приня­ то. Изогнутые лопаты мы из­ готовили с в о и м и силами из старого железа. Проверили на опыте. Оказалось, что приме­ нение таких лопат ускоряет разгрузку в I 1/ , — 2 раза и об­ легчает труд бойцов. Сейчас изогнутые скребки-лопаты на­ ми широко применяются на разгрузочных земляных рабо­ тах. Н. Попов. М А Л Е Н Ь К И Е Р А С С К А З Ы О М О Р С К И Х Г Е Р О Я Х 1. Е С Т Ь Т В р а ж е с к и е т р а н с п о р т а ш л и в о х р ан е н ии ш е с т е р к и „ М е - 1 1 0 “. Боя не п ри д е тся и ск а т ь , бой б у ­ дет н еми н у ем . К о м у ж е и з с аф о - новцев в ы п а д е т ч е с т ь у н и ч т о ж и т ь тр е х с о т о г о в рага, к о м у вы п а д е т у н и ч т о ж и т ь т р е х с о т п е р в о г о , н а ­ ч ать ч е т в е р т ую сотню . Э т о т в о п р о с гв а р д е й с к о й ч е сти р е ш и л и м еж д у собо й ещ е на а э ­ родроме к а п и т а н К о л ом и ец и е го ведомый м л адш и й л е й т е н а н т Б о й ­ ченко. — Р а з р е ш и т е , т р е х с о т о г о со б ью я, — п о п р о си л он ком а нд ир а , по, д о га д авш и сь , ч то и к о м а н д и р не п р о ч ь сб и ть этого т р е х с о т о г о , д о б а ви л :— А вы , т о в а р ищ к о м а н ­ дир, со б ь е те тр и с та п ервого... 2. П О С Л Е Д Б о е ц м о р с к о й п е х о ты , ч е р н о ­ м о р ски й м о р я к у п а л на п оле а т а ­ ки т я ж е л о р а н е ны м . О с к о л о к м и ­ ны р а з в о р о ти л ем у гр уд ь , и см ер т ь бы л а от не го не д а л ьш е , чем в д е ся ти м и н у т а х . Н о он все ещ е п ы т а л ся в ста т ь , и и з п о сл ед ­ н и х сил е м у уд а л о сь п р и п о д н я т ь ту л о в ищ е и о гл я д е ть ся . Б о й у х о ­ дил от н е го . З а дальней волной н а с т у п а ю щ и х м о р я к о в б еж а л и с в я з и с ты и с а п е р ы . О н не о к л и к ­ н у л ни тех, ни д р у ги х . Н о когда зам етил к и н о о п е р а т о р а / п о звал его. Т о т п од б еж а л , хл о п а я себя по к а рм а н ам , — и скал и н д и в и д у ­ а л ь ны й п а к е т. Н о р а н е ны й м а х н у л р у к о й — не то. — С ы м и м е н я !— к р и к н у л он. Я Р Е X С О Т Ы Й! — Л ад н о , сбивайте, — Ѵя. р у к о й к а п и т а н Коломиец н ул б у д е т — п ом о гу. naj0 — И я вам постараю сь помо^ т о в а р и щ капитан... Чь' ...К а к дого ворили сь, так „ Спр лали. П р о р в а в ожесточенный ,Г г р а д и те л ь н ы й огонь корабеіыш т з е н и т о к , в ж а р к о й воздуш„'й с х в а т к е над Баренцовым морем м л а д ш и й л е й тен а н т Бойченко сбил „М е с с е р ш м н т т -1 10 ", трехсотый фа. ш и с т с к и й самолет, истребленный с а ф о н о в с к и м полком, а капитан К о л о м и ец у н и ч т ож и л триста пер­ вы й и— с р а з у ж е вслед за ним — т р и с т а второй ... Бить, так бить! Н Е Е С Л О В О у м р у , т а к н и ч е го и не выскажу С ы м и ! ’ ’ —- Е с і ь сн я т ь ! Кинооператор у с т а н о в и л на умирающ е го свой а п п а р а т . А то т поднял вверх ок­ р о в а в л е н н ую , д р ож ащ ую от нап­ р я ж е н и я р у к у и громким страш­ н ы м — т о ч н о звал всю свою роту— голо сом п р о к р и ч а л в объектив: — Р е б я т а ! Н е жалей те себя! Н а д о ж е поним ать. Ниче го не по­ д е л аеш ь . - Г л а ш а ! Н е жалей меня!.. — Д е т о ч к и мои, помните!.. И т о л ь к о т у т понял киноопе­ р атор , ч то м о р я к хотел не фото­ гр аф и и , а з в у к а . Он хотел быть у с л ы ш а н н ы м . Т а к и будет, как он х о те л . В о л я его священна. 3. М О Р Я К Н А С К А Л Е З и м н е й н о ч ью м о р я ки ш т у р м о ­ вали в ы с о т у „С т а л ь н о й ш л е м " . С т о я л лю т ы й мороз. О т с т у ж и тр ещ а л и и р а с к а л ы в а л и с ь г р а н и т ­ ны е в а л у ны . Г Ір ед вы со т н а я поло са н е м е ц к и х у к р е п л е н и й бы л а з ащ и щ е н а к о ­ лю ч ей п р о в о л о к о й и зам ин и р о в а н а . Ф а ш и с т ы в с т р е т и л и б ойцо в 12 отдельной К р а с н о зн а м е н н о й б р и г а ­ ды м о р ск о й п е х о ты ли вн ем огня. О го н ь не о стан о ви л о т в а ж н ы х . О ни о п р о к и н у л и немцев. Бой шел ещ е вдоль ск л о н о в в ы с о ты , когда на с к а л и с т о й ее в е рш и н е в ы р о с м оря к. О н бы л в одной т е л ь н я ш к е , в а тн и к о с ­ та л ся на п ро во ло чном загражд»- нии. У н о г е го лежал убитый не- м е ц -п у л е м е т ч и к . М о р я к окинул в зглядом поле сраж ения, быстро п ри п ал к в р а ж е с к о м у пулемету и н ач а л б и т ь в с п и н у отстрелива­ ю щ е м у с я п ро ти вни ку . К т о бы л э то т моряк в тельняш­ ке, в б ри гад е та к и не узнали. Одни го в ор я т, что это был Ш у л ь г а , д р у г и е— К лы ко в или Гри­ горий Б о р о в к о в . Главное то, что в ы с о т а „С т а л ь н о й шлем " была в зя та , и п е р вы м на ее вершину в зо бр а л ся б оец Краснознаменной б р и гады — л и х о й р у сский моряк. Благодарный труд (И ст о ри я ІТ-ской авиача сти ) ГМ 14058 Со здание и с т о р и й ч а с т е й— б о л ь ­ ш о е и о ч ен ь в аж н о е дело. Э т о п о м о ж е т в о с п и ты в а т ь б о е вы е традиции среди м олодых бойцов. И сто р и я ч а с т и— д е й ст в е н ны й д о ­ кум е н т, ж и в а я л е то п и с ь ге р о и ч е ­ с к и х дел части , С а м о е б о л ьш о е место в и стори и Н -с к о й ч а ст и отвед ен о В е л и к о й О те ч е ст в е н н о й войне. К н и га н а ­ п и са н а п р о с ты м и д о х од ч и вы м я зы к о м . В ней в с тро го й п о с л е ­ д овательно сти п о к а з а ны о сн о вны е б оевы е действия части. О т р а ж е н а т а кж е и п а р ти й н о -п о л и т и ч е с к а я работа, п ро в о д и вш а я с я в плане о б е сп е ч ен и я п од го то в ки и в ы п о л ­ нения л и чны м со ставом б о е вы х задач. Гл а вно е вним ани е в кни ге уде­ лено п о к а зу м уж е с т в е н н ы х и ге ­ ро и ч е ск и х у ч а с т н и к о в б о е вы х операций — л е тч и к о в , ш т у рм а н о в и стрел ко в-р ади сто в , п р о я в и вш и х подлинное умени е и знание св о е ­ го дела, та ки х, к а к Герои С о в е т ­ ско го С ою за Б аш ты р к о в и Г а в ­ рилов п см елы е со к о лы Киселев, Трупов, З а й ч е н к о , Малы гин , П о ка - ло и м ноги х др у ги х . Р а б о та л е т ч и к о в проходила в тр у д ны х м е тео у сл о ви я х. Н о б е зз а ­ ветно пред ан ны х своей Родине л е тч и к о в ни что не страши ло. М н о ­ го эпизодов надолго остаю тся в п амяти . „О т ст о я н о к самолетов снова идет гул м о то ро в,— говори тся об одной из о п ер аци и ,— Через к а ж ­ дые н е скол ь ко м ин у т поднимает­ ся в воздух следующий самолет, оставляя вн езап ны й порыв ветра, ко торы й бьет в лица стоящ им на старте. Гак поднялись л е тч и к и Х ры п о в , Л и тви н о в , М а рьенко в, П е т р о в и другие. В о з в р а т я с ь из боевого полета, л е т ч и к и доклады ваю т: „В стане врага н а ч а л и с ь п ож а ры и сильные в зры вы . П л ам я и клубы черного дыма в ы с о к о вздымаю тся к небу'. Н е с р а з у дались такие резуль­ та ты л е тч и к ам . Н у ж н о было мно­ го п о р а б о т а ть над собой, изучить т р у д н е йш и е условия Заполярья. В о т что об этом рассказывает л е т ч и к т. С т о я н о в . „ С у р о в о нас встретила приро­ да д ал е ко го Севера. У всех воз­ н и ка л в о п р о с — возможно ли здесь во о бщ е л е тать ? Н о упор­ ная р аб о та над о в л а д е н и е м тех­ ни ки пилотиро вания, изучение м е теоо б стаио вкн , п р о н и к н о в е н и е в р ай о ны зарождения погоды позволи ли п ер е хи три ть капризы севера. Б о л ьш е в и с тск а я настои чи в о сть сделала н аш у авиацию д е й ст в ующ е й в течение к р )г лого года". Н о одного этого было бы не до стато чно . М аш и н а для летчи явл яется гл а вным фактором, нужно не то л ь ко знать, но и хр нить, у в аж а т ь , любить. „С а м о л е т не п р о щ а е т ошибок. Е г о надо лю би ть и ухаживать ним, — ч а с т о говорил т. Кисе <- • И сам делал все, чтобы бос м аш и н а была безотказной, в держ ив ал а бы любые испь ни я— и стал прекрасным лет к о м “. М н о го поработал над ей ч а ст и ш т у р м а н К а т к о в - - ОД ский. Э т а кни га во многом п ж е т молодому л е тч и к у в его седневной работе. Н. Толпегин Ответственный редактор И. КУЗНЕЦОВ. З а к а з № 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz