За Родину! 1942, сентябрь
2 З А Р О Д И Н У ! 27 сентября 1942 г. № 71 ТАКТИКА НЕМЕЦКИХ АССОВ Асс — значит но-французсюи «туз». Это мастер воздушного боя, способствующий завоева нию господства в воздухе. Звание это родилось в период первой мировой войны в ар мии союзников. Оно давалось летчикам, одержавшим не ме нее десяти воздушных побед, и в короткое время приобрело огромную популярность. Уста новлено, что из 9.000 самоле тов, сбитых в прошлую миро вую войну, 5.264 самолета сбили ассы. Идею этого дела немцы восприняли у своих противников, и она, не пре терпев каких-либо изменений, нашла свое выражение в со ответствующем немецком авиа ционном уставе. «Ассы, — говорится в уста ве, — имеют задачей борьбу за господство в воздухе. Они разыскивают противника в воз духе, атакуют его и должны уничтожить возможно большее количество неприятельских са молетов. Борьба за господство в воздухе всегда должна вес тись наступательно». В период первой мировой войны немецкие ассы исполь зовались лишь в качестве воз душных бойцов. В настоящее время дело обстоит иначе. Опа саясь за жизнь своих ассов, немцы перебрасывают наибо лее квалифицированных на командные должности и за прещают им летать. Известный фашистский асс Мельдерс был начальником немецкой истре бительной авиации. После того, как он был сбит на советско- германском фронте, эту дол жность занял другой немецкий асс Баумбах. Основным самолетом немец кого асса является модернизи рованный «МК-109». Асс ведет на пом повседневную боевую работу. На основе сравнитель ной оценки качеств этого са молета м соответствующих на ших машин он строит такти ческий план воздушного боя. Первый немецкий асс Рихтго фен был летчиком-иснытатслем. Следуя его примеру, многие немецкие ассы принимают участие в испытаниях само летов, консультируют авиацион ных конструкторов. В обычной обстановке,когда на фронте затишье, командо вание держит своих ассов в резерве. Опн вводятся в бой в наиболее ответственный пе риод, когда воздух насыщен нашими самолетами. В этом случае немцы ставят перед своими ассами единственную задачу: бороться с советской авиацией. Командование строго указывает этим летчикам: «Ва ше дело — следить только за воздухом. Все, что делается на земле, вас не касается». Когда один летчик доложил, что он заметил в определенном рай оне скопление автомашин, от вет был такой: «Вам не сле дует наблюдать за землей - это не ваше дело, Ваша зада ча — искать противника в воз духе». Немецкий асс, желающий сбить наибольшее количество самолетов, должен не только в совершенстве владеть приема ми воздушного боя. Его зада ча, кроме того, уметь отыскать самолет, который нужно обить. Он ведет поиски, оставаясь в облаках и лишь изредка по являясь иод нижней кромкой облаков. Он жертвует высотой, опускаясь к земле, лишь в том случае, еоли небо абсолютно безоблачно или, наоборот, плот ный слой облаков стелется над самой вемлей. Ассы летают обычно в па рах. Ведомый и ведущий вре мя от времени меняются мес тами. Если идет группа, — она принимает строй клина. Небольшие группы самолетов выстраиваются в кильватерную колонну, причем атакуют про тивника поодиночке. Чтобы держать под ударом наиболее ответственные участки, немцы создают так называемые «аоны истребления». Для этого не большая группа их истреби телей в 4—8 машин получает задачу свободного поиска са молетов и атакует их в случае обнаружения. Своих лучших ассов немцы посылают в бой под надежной охраной. На Карельском фронте был сбит известный немецкий асс Лаев- ский. В ходе боя его охраня ли два летчика. Немцы базируют эскадры своих ассов на небольших ста ционарных аэродромах, нахо дящихся в стороне от основ ных коммуникаций. Ассы идут по пятам своих наземных войск и располагаются в не посредственной близости от ли нии фронта. Так, например, 53-я истребительная эскадра, укомплектованная кадрами от борных летчиков, перебазиро валась на аэродром в Валуй- ках па другой день после то го, как город был занят нем цами. Прибыв на новый аэрод ром, эскадра сейчас же разво рачивает боевую деятельность. Немецкие ассы отказались от ведения воздушного боя в составе звена, которого при держивались их предшествен ники в первую мировую вой ну. Основой боевого порядка немецких ассов, их тактичес кой единицей является пара. Два асса бок о бок ищут про тивника и так же ведут бой, когда им приходится действо вать самостоятельно или же вместе с другими парами — в составе четверки, шестерки и т. д. ІІо немецким взглядам, за дача ассов, действующих в па ре, сводится к функциям «воз душных охотников»: отыскать противника и сразить его од ним ударом, не ввязываясь в длительный маневренный бой. Метод нападения таков: атако вать головной и замыкающий самолеты, которые рассматри ваются, как самые существен ные элементы боевого порядка, обеспечивающие одновременно и управление, и защиту строя. Лучшие мастера воздушного боя времен первой мировой войны, атакуя, подходили к противнику на 60-10 метров. Были даже случаи поражения одной или несколькими пуля ми. Современные немецкие ассы не рискуют сокращать расстояние до цели более 120— 100 метров. В случае неудачи они оставляют противника и, не повторяя атаки, уходят на * ПОЛКОВНИК В. МОЛЧАНОВ. ★ предельной скорости. Настой чивость в преследовании, по их мнению, не всегда благо разумна: известно немало слу чаев, когда лучшие ассы гиб ли от руки новичков. Вместе с тем немцы считают, что наи более эффективная победа — сбить самолет и не привезти ни единой пробоины. Когда нуж но определить асса, принимает ся во внимание не только количество сбитых самолетов, но и количество полученных пробоин. Если два летчика, сбившие одно и тоже количе ство самолетов, претендуют на звание асса, предпочтение от дается тому, самолет которого получил в ходе боев меньше пробоин. Коснемся кстати, вопросов борьбы с немецкими ассами. Наши летчики - истребители прежде всего должны добивать ся умения отсечь один неп риятельский самолет от друго го. Лишившись поддержки на парника, немец откажется от атаки, уйдет. Однажды веду щий пары немецких ассов лейтенант Шнайдер неожидан но атаковал наш самолет. Не успев завершить свою атаку, он заметил неподалеку вторую нашу машину. Тогда он не медленно уклонился от боя и на полном газу ушел во-сво- яси, бросив своего напарника. Немецкий летчик Вундер был подбит нами и взят в плен. Немцы зовут своих ассов рыцарями воздуха. Однако по ведение их в бою —■далеко не рыцарское. Когда нужно проявить сильные стороны ха рактера, немецкие ассы час тенько пасуют. В одном бою асс 59-й воздушной эскадры Вебер пошел в лобовую атаку. Наш летчик пришч этот вы зов и ринулся навстречу нем цу. В последнюю минуту нер вы «рыцаря» не выдержали. Он отвернул свой самолет и пытался уйти. Сильным уда ром в корпус машины наш летчик сбил немецкого асса. Случается, конечно, что не мецкие ассы бывают вынуж дены принять длительный ма невренный бой. Тогда они ста раются на первом этапе боя завладеть инициат:: ой. В боль шинстве случаев такой бой ведется в составе четверок. Машины при этом делятся на пары летают на значительном удалении одна от другой, и летчики внимательно следят за воздухом. Как только удается отыскать противника, одна па ра завязывает бой, а другая уходит в сторону и, скрыв шись в облаках, выжидает. В ходе боя первая пара старает ся заманить наши самолеты под удар второй. Если же скрытный подход второй пары не удается, то бой ведет вся четверка. В групповом бою немецкие ассы часто обращаются к при ему, который носит в летной среде название «вилки». Зак лючается он в следующем. Один немецкий самолет служит своего рода приманкой. Идя впереди нашего самолета на расстоянии 600—800 метров, летчик стремится приковать к себе внимание противника. В это время два других немецких самолета подвергают внезапной атаке нашего летчика, увле ченного преследованием. Они атакуют одновременно сверху и снизу. Воздушные бои с немецкими ассами на сове.тско-германском фронте показывают, что нем цы широко используют в ходе боя радио. С помощью радио производится управление боем, самолеты наводятся на цель. Если масштабы боевых опера ций невелики и в воздухе на ходится мало наших машин, немцы предпочитают держать значительную часть своих са молетов на земле. По соответ ствующему радиосигналу они поднимают эти силы в воз дух. Замечено, что все пере говоры ведутся открытым тек стом. На всем протяжении ли нии фронта, например, под Сталинградом немцы имеют посвы ВНОС. Эти посты связа ны с аэродромами и самолета ми, находящимися в воздухе. На самых ответственных участках фронта немцы вводят в бой две, а иногда и три истребительные эскадры, уком плектованные высококвалифи цированными летчиками. Эс кадры вступают в бой однов ременно, пытаясь ошеломить своими действиями наших лет чиков, подавить их, дезориен тировать. Если же на первом этапе борьбы нам удается на нести врагу одно — другое по ражение, пыл немцев сразу спадает. В разгар знаменитого сражения под Москвой немцы бросили к советской столице свои ударный авиакорпус под командованием генерал-майора Рихтгофена. В результате жес токих воздушных боев в пер вые же две недели этот кор пус потерял лучшие свои кад ры. Наши летчики сбили на иболее выдающихся ассов кор пуса: Вильгельма Бодее, Валь тера Шнайдера, Зигфрида Фай- лера и других. Во время крупных майских операций под Воронежем нем- БДИТЕЛЬНОСТЬ - Іцы бросили сюда свою 52-ю истребительную эскадру, сос_ тоявшую из отборных наибо лее опытных летчиков. В пер вую же неделю воздушных боев эскадра оказалась обес кровленной. Был убит ее ко мандир майор Бек — старый немецкий асс, участник пер вой мировой войны, долгое время работавший инструкто ром истребительной авиации в воздушном министерстве Гер мании. Та же учесть постигла асса Кеппена, известного всей немецкой авиации. Были ра нены ассы Геббель и Лестман, пропали без вести Мюллер’ Поль, Рост и другие. Вскоре в этой эскадре осталось лишь 25 процентов прежнего соста ва, и она была вызвана на переформирование. В последние дни с особой силой разгорелась воздушная битва под Сталинградом. На подступы к городу немцы бро сили эскадры своих ассов. Во главе их они поставили генерал-майора Рихтгофена, из вестного немецкого асса фон Лютцова и других. Из ассов созданы группы «воздушных охотников». На вооружение ассов прис лан новый вариант немецкого истребителя — «Ме-109г». На этом самолете установлен мо тор мощностью в 1.700 лоша диных сил. Скорость машины яа высоте 1000 метров — 400 километров в час, на высоте 4.000 метров—520 километ ров в час. Самолет вооружен тремя п у ш к а м и и дву мя пулеметами. В отличие от прежнего варианта «Мессер- шмитта» здесь иначе брониро вана спинка сидения пилота, установлена броня позади бензобаков. В единоборство с немецкими ассами вступают мастера воз душного боя советской страны. Битва ведется со все большим ожесточением и достигает все большего размаха.- В эту бит ву наши летчики вкладывают все лучшее: высокое мастерст во, огромный опыт, накоплен- вый в ходе войны, упорство в бою, непреклонное стремление разгромить врага. („Красная Звезда" за 20 сентяб ря 1942 года). - НАШЕ ОРУЖИЕ БУДЬ БДИТЕЛЕН ВСЕГДА И ВЕЗДЕ! УЧИСЬ НЕСЕНИЮ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ У КРАСНОФЛОТЦЕВ ТТ. СИКОРА И ОРЛОВА Враг не Краснофлотцы - контролеры наших комендантских постов не плохо справляются с пос тавленными перед ними зада чами. Во время дежурства тт. Соловьева, Пудрова, Ка таева, Таран и Виноградова ни один человек не пройдет через пост без тщательной проверки пропусков и доку ментов. Эти товарищи внима тельно проверяют документы и пропуска. Ни один килограмм груза не пропускается ими без особого на то разрешения. пройдет Патрули по территории гар низона тт. Сикора и Орлов также образцово несут служ бу. Когда они на посту, то никто не пройдет в неполо женное время по гарнизону без особого пропуска. Эти товарищи правильно поняли, что отличным выполнением своих обязанностей они помо гают делу разгрома врага. И. Сайфудинов. Ответственный редактор И. КУЗНЕЦОВ. ____ К3234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz