За Родину! 1942, сентябрь

2 З А Р О Д И Н У ! 27 сентября 1942 г. № 71 ТАКТИКА НЕМЕЦКИХ АССОВ Асс — значит но-французсюи «туз». Это мастер воздушного боя, способствующий завоева­ нию господства в воздухе. Звание это родилось в период первой мировой войны в ар­ мии союзников. Оно давалось летчикам, одержавшим не ме­ нее десяти воздушных побед, и в короткое время приобрело огромную популярность. Уста­ новлено, что из 9.000 самоле­ тов, сбитых в прошлую миро­ вую войну, 5.264 самолета сбили ассы. Идею этого дела немцы восприняли у своих противников, и она, не пре­ терпев каких-либо изменений, нашла свое выражение в со­ ответствующем немецком авиа­ ционном уставе. «Ассы, — говорится в уста­ ве, — имеют задачей борьбу за господство в воздухе. Они разыскивают противника в воз­ духе, атакуют его и должны уничтожить возможно большее количество неприятельских са­ молетов. Борьба за господство в воздухе всегда должна вес­ тись наступательно». В период первой мировой войны немецкие ассы исполь­ зовались лишь в качестве воз­ душных бойцов. В настоящее время дело обстоит иначе. Опа­ саясь за жизнь своих ассов, немцы перебрасывают наибо­ лее квалифицированных на командные должности и за­ прещают им летать. Известный фашистский асс Мельдерс был начальником немецкой истре­ бительной авиации. После того, как он был сбит на советско- германском фронте, эту дол­ жность занял другой немецкий асс Баумбах. Основным самолетом немец­ кого асса является модернизи­ рованный «МК-109». Асс ведет на пом повседневную боевую работу. На основе сравнитель­ ной оценки качеств этого са­ молета м соответствующих на­ ших машин он строит такти­ ческий план воздушного боя. Первый немецкий асс Рихтго­ фен был летчиком-иснытатслем. Следуя его примеру, многие немецкие ассы принимают участие в испытаниях само­ летов, консультируют авиацион­ ных конструкторов. В обычной обстановке,когда на фронте затишье, командо­ вание держит своих ассов в резерве. Опн вводятся в бой в наиболее ответственный пе­ риод, когда воздух насыщен нашими самолетами. В этом случае немцы ставят перед своими ассами единственную задачу: бороться с советской авиацией. Командование строго указывает этим летчикам: «Ва­ ше дело — следить только за воздухом. Все, что делается на земле, вас не касается». Когда один летчик доложил, что он заметил в определенном рай­ оне скопление автомашин, от­ вет был такой: «Вам не сле­ дует наблюдать за землей - это не ваше дело, Ваша зада­ ча — искать противника в воз­ духе». Немецкий асс, желающий сбить наибольшее количество самолетов, должен не только в совершенстве владеть приема­ ми воздушного боя. Его зада­ ча, кроме того, уметь отыскать самолет, который нужно обить. Он ведет поиски, оставаясь в облаках и лишь изредка по­ являясь иод нижней кромкой облаков. Он жертвует высотой, опускаясь к земле, лишь в том случае, еоли небо абсолютно безоблачно или, наоборот, плот­ ный слой облаков стелется над самой вемлей. Ассы летают обычно в па­ рах. Ведомый и ведущий вре­ мя от времени меняются мес­ тами. Если идет группа, — она принимает строй клина. Небольшие группы самолетов выстраиваются в кильватерную колонну, причем атакуют про­ тивника поодиночке. Чтобы держать под ударом наиболее ответственные участки, немцы создают так называемые «аоны истребления». Для этого не­ большая группа их истреби­ телей в 4—8 машин получает задачу свободного поиска са­ молетов и атакует их в случае обнаружения. Своих лучших ассов немцы посылают в бой под надежной охраной. На Карельском фронте был сбит известный немецкий асс Лаев- ский. В ходе боя его охраня­ ли два летчика. Немцы базируют эскадры своих ассов на небольших ста­ ционарных аэродромах, нахо­ дящихся в стороне от основ­ ных коммуникаций. Ассы идут по пятам своих наземных войск и располагаются в не­ посредственной близости от ли­ нии фронта. Так, например, 53-я истребительная эскадра, укомплектованная кадрами от­ борных летчиков, перебазиро­ валась на аэродром в Валуй- ках па другой день после то­ го, как город был занят нем­ цами. Прибыв на новый аэрод­ ром, эскадра сейчас же разво­ рачивает боевую деятельность. Немецкие ассы отказались от ведения воздушного боя в составе звена, которого при­ держивались их предшествен­ ники в первую мировую вой­ ну. Основой боевого порядка немецких ассов, их тактичес­ кой единицей является пара. Два асса бок о бок ищут про­ тивника и так же ведут бой, когда им приходится действо­ вать самостоятельно или же вместе с другими парами — в составе четверки, шестерки и т. д. ІІо немецким взглядам, за­ дача ассов, действующих в па­ ре, сводится к функциям «воз­ душных охотников»: отыскать противника и сразить его од­ ним ударом, не ввязываясь в длительный маневренный бой. Метод нападения таков: атако­ вать головной и замыкающий самолеты, которые рассматри­ ваются, как самые существен­ ные элементы боевого порядка, обеспечивающие одновременно и управление, и защиту строя. Лучшие мастера воздушного боя времен первой мировой войны, атакуя, подходили к противнику на 60-10 метров. Были даже случаи поражения одной или несколькими пуля­ ми. Современные немецкие ассы не рискуют сокращать расстояние до цели более 120— 100 метров. В случае неудачи они оставляют противника и, не повторяя атаки, уходят на * ПОЛКОВНИК В. МОЛЧАНОВ. ★ предельной скорости. Настой­ чивость в преследовании, по их мнению, не всегда благо­ разумна: известно немало слу­ чаев, когда лучшие ассы гиб­ ли от руки новичков. Вместе с тем немцы считают, что наи­ более эффективная победа — сбить самолет и не привезти ни единой пробоины. Когда нуж­ но определить асса, принимает­ ся во внимание не только количество сбитых самолетов, но и количество полученных пробоин. Если два летчика, сбившие одно и тоже количе­ ство самолетов, претендуют на звание асса, предпочтение от­ дается тому, самолет которого получил в ходе боев меньше пробоин. Коснемся кстати, вопросов борьбы с немецкими ассами. Наши летчики - истребители прежде всего должны добивать­ ся умения отсечь один неп­ риятельский самолет от друго­ го. Лишившись поддержки на­ парника, немец откажется от атаки, уйдет. Однажды веду­ щий пары немецких ассов лейтенант Шнайдер неожидан­ но атаковал наш самолет. Не успев завершить свою атаку, он заметил неподалеку вторую нашу машину. Тогда он не­ медленно уклонился от боя и на полном газу ушел во-сво- яси, бросив своего напарника. Немецкий летчик Вундер был подбит нами и взят в плен. Немцы зовут своих ассов рыцарями воздуха. Однако по­ ведение их в бою —■далеко не рыцарское. Когда нужно проявить сильные стороны ха­ рактера, немецкие ассы час­ тенько пасуют. В одном бою асс 59-й воздушной эскадры Вебер пошел в лобовую атаку. Наш летчик пришч этот вы­ зов и ринулся навстречу нем­ цу. В последнюю минуту нер­ вы «рыцаря» не выдержали. Он отвернул свой самолет и пытался уйти. Сильным уда­ ром в корпус машины наш летчик сбил немецкого асса. Случается, конечно, что не­ мецкие ассы бывают вынуж­ дены принять длительный ма­ невренный бой. Тогда они ста­ раются на первом этапе боя завладеть инициат:: ой. В боль­ шинстве случаев такой бой ведется в составе четверок. Машины при этом делятся на пары летают на значительном удалении одна от другой, и летчики внимательно следят за воздухом. Как только удается отыскать противника, одна па­ ра завязывает бой, а другая уходит в сторону и, скрыв­ шись в облаках, выжидает. В ходе боя первая пара старает­ ся заманить наши самолеты под удар второй. Если же скрытный подход второй пары не удается, то бой ведет вся четверка. В групповом бою немецкие ассы часто обращаются к при­ ему, который носит в летной среде название «вилки». Зак­ лючается он в следующем. Один немецкий самолет служит своего рода приманкой. Идя впереди нашего самолета на расстоянии 600—800 метров, летчик стремится приковать к себе внимание противника. В это время два других немецких самолета подвергают внезапной атаке нашего летчика, увле­ ченного преследованием. Они атакуют одновременно сверху и снизу. Воздушные бои с немецкими ассами на сове.тско-германском фронте показывают, что нем­ цы широко используют в ходе боя радио. С помощью радио производится управление боем, самолеты наводятся на цель. Если масштабы боевых опера­ ций невелики и в воздухе на­ ходится мало наших машин, немцы предпочитают держать значительную часть своих са­ молетов на земле. По соответ­ ствующему радиосигналу они поднимают эти силы в воз­ дух. Замечено, что все пере­ говоры ведутся открытым тек­ стом. На всем протяжении ли­ нии фронта, например, под Сталинградом немцы имеют посвы ВНОС. Эти посты связа­ ны с аэродромами и самолета­ ми, находящимися в воздухе. На самых ответственных участках фронта немцы вводят в бой две, а иногда и три истребительные эскадры, уком­ плектованные высококвалифи­ цированными летчиками. Эс­ кадры вступают в бой однов­ ременно, пытаясь ошеломить своими действиями наших лет­ чиков, подавить их, дезориен­ тировать. Если же на первом этапе борьбы нам удается на­ нести врагу одно — другое по­ ражение, пыл немцев сразу спадает. В разгар знаменитого сражения под Москвой немцы бросили к советской столице свои ударный авиакорпус под командованием генерал-майора Рихтгофена. В результате жес­ токих воздушных боев в пер­ вые же две недели этот кор­ пус потерял лучшие свои кад­ ры. Наши летчики сбили на­ иболее выдающихся ассов кор­ пуса: Вильгельма Бодее, Валь­ тера Шнайдера, Зигфрида Фай- лера и других. Во время крупных майских операций под Воронежем нем- БДИТЕЛЬНОСТЬ - Іцы бросили сюда свою 52-ю истребительную эскадру, сос_ тоявшую из отборных наибо­ лее опытных летчиков. В пер­ вую же неделю воздушных боев эскадра оказалась обес­ кровленной. Был убит ее ко­ мандир майор Бек — старый немецкий асс, участник пер­ вой мировой войны, долгое время работавший инструкто­ ром истребительной авиации в воздушном министерстве Гер­ мании. Та же учесть постигла асса Кеппена, известного всей немецкой авиации. Были ра­ нены ассы Геббель и Лестман, пропали без вести Мюллер’ Поль, Рост и другие. Вскоре в этой эскадре осталось лишь 25 процентов прежнего соста­ ва, и она была вызвана на переформирование. В последние дни с особой силой разгорелась воздушная битва под Сталинградом. На подступы к городу немцы бро­ сили эскадры своих ассов. Во главе их они поставили генерал-майора Рихтгофена, из­ вестного немецкого асса фон Лютцова и других. Из ассов созданы группы «воздушных охотников». На вооружение ассов прис­ лан новый вариант немецкого истребителя — «Ме-109г». На этом самолете установлен мо­ тор мощностью в 1.700 лоша­ диных сил. Скорость машины яа высоте 1000 метров — 400 километров в час, на высоте 4.000 метров—520 километ­ ров в час. Самолет вооружен тремя п у ш к а м и и дву­ мя пулеметами. В отличие от прежнего варианта «Мессер- шмитта» здесь иначе брониро­ вана спинка сидения пилота, установлена броня позади бензобаков. В единоборство с немецкими ассами вступают мастера воз­ душного боя советской страны. Битва ведется со все большим ожесточением и достигает все большего размаха.- В эту бит­ ву наши летчики вкладывают все лучшее: высокое мастерст­ во, огромный опыт, накоплен- вый в ходе войны, упорство в бою, непреклонное стремление разгромить врага. („Красная Звезда" за 20 сентяб­ ря 1942 года). - НАШЕ ОРУЖИЕ БУДЬ БДИТЕЛЕН ВСЕГДА И ВЕЗДЕ! УЧИСЬ НЕСЕНИЮ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ У КРАСНОФЛОТЦЕВ ТТ. СИКОРА И ОРЛОВА Враг не Краснофлотцы - контролеры наших комендантских постов не плохо справляются с пос­ тавленными перед ними зада­ чами. Во время дежурства тт. Соловьева, Пудрова, Ка­ таева, Таран и Виноградова ни один человек не пройдет через пост без тщательной проверки пропусков и доку­ ментов. Эти товарищи внима­ тельно проверяют документы и пропуска. Ни один килограмм груза не пропускается ими без особого на то разрешения. пройдет Патрули по территории гар­ низона тт. Сикора и Орлов также образцово несут служ­ бу. Когда они на посту, то никто не пройдет в неполо­ женное время по гарнизону без особого пропуска. Эти товарищи правильно поняли, что отличным выполнением своих обязанностей они помо­ гают делу разгрома врага. И. Сайфудинов. Ответственный редактор И. КУЗНЕЦОВ. ____ К3234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz