За Родину! 1941, ноябрь
Он с юношеским пылом бе рется за самое трудное дело и с поражающей быстротой и точностью осуществляет то, что, на первый взгляд, каза лось невозможным. II ревно стное отношение к службе, строган уравновешенность, же лезное хладнокровие в опасные моменты, когда секунды реша ют жизнь летчика, и умение командовать, учить, чувство вать сильные, и слабые сторо ны своих подчиненных, и, глав ное, высокое летное мастерство —все эти качества удачно соче тались в нем. Это Сечкин первым на Се верном флоте осмелился днем напасть на пять миноносцев. Неслыханная дерзость ? Возмож но. Но факт остается фактом. Да, он и комиссар Бушихші вдвоем атаковали вражеские корабли. Два самолета против пяти миноносцев! II они выш ли победителями из этой нерав ной схватки. С пятьюдесятью пробоинами привел Сечкин самолет на свой аэродром. Это Сечкин первым на Се верном флоте рискнул бомбить ночью вражеские скопления на... сухопутном фронте. Мне пришлось разговаривать с комиссаром морского отряда, действующего на Мурманском направлении. Этот отряд сумел ликвидировать прорыв немец ких отборных батальонов и нанести им огромный урон Комиссар мне сказал: — Наши морские летчики наводят страх и ужас на фа шистов. Они изматывают врага. А бомбят летчики с удивитель ной точностью. Мы видели, как взлетали в воздух батареи про тивника, как горели автомаши ны. рвались на земле снаря ды. Жаль, что летчики не слы шат (высота большая!), как моряки благодарят их за от личную работу! Это была работа сечкинцев. Конечно, это заслуга не толь ко капитана С е чк и н а, на гражденного двумя боевыми орденами. — Главное, — говорит комис сар Бушихин, люди подобра лись все, как один. Золото люди. Одних вырастил Сечкин, дру гие пришли к нему уже опыт ными, знающими свое дело лет чиками, у которых можно бы ло поучиться и самому коман диру. Вот, например,летчик Кнут. Іакого летчика, — заметил как-то Сечкин, - надо поис кать. Никто не может ходнті в строю, как Кнут. А секретарь партбюро, дваж ды орденоносец штурман Меш ков? А штурманы Крапивин, Шевченко, Зорнков, Баташев? А летчики — Киселев, Кравцов, Гусев? Стрелки-радисты Коно- плия, Пивоваров, Мартьянов? Техники — Троценко, Баканов, Мосунов, Тихомиров? И мно- - И З БЛОК-НОГА ВОЕННОГО КО РР ЕСПОНДЕН ТА гие другие. Ведь это действи тельно, выражаясь словами Вушихипа, золото-люди, отдаю щие все для победы над врагом. А сам комиссар Бушихин? Это — первый друг и боевой помощник командира. Он вмес те с командиром сколотил креп кий, боевой, слетанный, спаян ный дружбой коллектив. Он немногословен, и его любят, как и командира, за делови тость. Несколько слов иногда могут зажечь человека стрем лением совершить боевой под виг. Вот такие слова умеет находить комиссар, слова, запа дающие в душу, страстные сло ва большевика — агитатора. Слово комиссара не расходится делом. Он вместе с командиром гро мил вражеские корабли днем. Он вслед за командиром летает на сухопутный фронт ночью. Кстати, о ночи. Командую щий воздушными силами Се верного флота объявил благо дарность Сечкину и его боевым товарищам. Это за боевую рабо ту в ночь на 23 ноября. Вот об этой ночи мне и хочется рассказать. Комиссар снял те л ефо нн ую тр у б к у - ...Что там на сегодня пред скажете ? Летчики, ведущие оживлен ный разговор, притихли: во прос, можно сказать, самыі существенный. - Прекрасно, значит у нас хорошо... Лица летчиков просияли. - А к ак у «Гансов» ? Что?. Низкая облачность... Туман. - Эх, синоптики,—в серд цах высказался Бушихин, вечно погоду испортят! Позднее сообщили, что тума на ие предвидится. Адъютант Крапивин собрал летчиков, штурманов, стрелков- радистов — боевые экипажи воздушных кораблей. Он под робно объяснил задание. К л и н и и фронта подтягивались под крепления. Надо было сорвать планы фашистского командова ния и ударить но этим иод креплениям. Штурманы тут же сделали прокладку. Все, что можно бы ло подготовить на земле, гото вилось на земле. Крапивин один из тех адъютантов, которые умело сочетают штабную и летную работу. Этот неутомимый чело век всюду поспевает. Он и раз работает в деталях операцию и сам полетит выполнять ее а после полетов первым долгом побеспокоится о том, ч т о б ы личному составу была приго товлена вкусная горячая пища и заслуженный отдых... Ночь встунцдав свои права. Ярче алмазов сверкали звезды. Играло, переливалось в мороз ном воздухе -северное сияние. На аэродроме притаились самолеты, готовые к бою. Около них—техники, мотористы, ору жейники. Они все осмотрели, все ощупали, все проверили. Ни разу, ни разу за все пять месяцев войны материальная часть самолетов, обслуживае мых ими, не выходила из строя, не отказывала в воздухе! . . . Уже гудит мотор самолета Сечкина. Уже вспыхнули огонь ки, обозначающие направление старта. Первым взлетает Сеч кин, за ним Кнут. Это—нера злучная пара. Словпо чайка ныряет в воздушном океане самолет Кну та. Я всматриваюсь, и мне ка жется, что вот-вот ведомая ма шина врежется в плоскость нашего самолета. Позже, на земле, Кнут мне сказал, что расстояние между плоскостями самолетов действительно не большое — несколько метров. Это, конечно, опасно, но в та кой тьме чуть отстанешь и поте ряешь из виду самолет. Кнуту не легко: он все время регули рует газ и смотрит—«смотрит в оба». Искусство Кнута — большое искусство мастера свое го дела. Голубовато-серебристое пламя выбивает из выхлопных пат рубков и причудливым светом озаряет кабину. Фосфорятся приборы. Я не различаю цифр. А Сечкин по ним ведет само лет. В п е р е д и — ш т у р м а н Б а т а ш е в . Он по-пояс вы совывается из кабины, рис куя вывалиться из самолета. Хотя штурман и стоит на вет ру, его ничто не проберет. Комбинезон на меху, унты, шлем и очки,н маска на лице, предохраняющая от мороза, — все это сделано для сталинских соколов трудящимися нашей родины, сделано любовно, доб ротно. Я смотрю на землю и кроме б е л ы х п я т е н и темной полоски залива ничего не вн- ■Жу. А штурман, свешиваясь вниз головой, все высматри вает. сличает землю с картой, и . . .—все видит. Сечкин подтолкнул меня локтем. — Смотри! Слева от нас мелькнули два силуэта. Самолеты. — Чьи? — Может быть, наши. А может—противника, — кричит летчик, и сквозь гул мотора едва можно уловить его голос. Но... приказ получен. II ни при каких обстоятельствах со ветский летчик не свернет с курса. Сечкин продолжает вес ти самолет. Я вижу спокойное и сосре доточенное лицо летчика. Он— весь в приборах... — Мы проходим над пози циями противника, — кричит Сечкин. Смотрю вниз. В воздухе вспыхивают рыжеватые языч ки. Сперва не понимаю. Вдруг яркое багровое пламя ударило в глаза, осветило плоскости. Стало понятно—быот зенитки. Сечкин отвернул влево. Зенитки нас опять нащупали. Снаряды рвутся где-то вблизи. Но теперь уже некогда при менять противозенитный ма невр. Под нами цель. Штур ман, словно дирижер, вскиды вает руки кверху (это озна чает—«так держать»), те ма шет влево, то вправо, и соот ветственно знакам Баташева летчик подворачивает самолет. Цель! От плоскостей плавно отры ваются бомбы. Они сперва па дают на стабилизатор, потом опрокидываются и летят вниз. — На врага! На фашист ских гадов! Не прошло и полминуты, внизу, на аемле вспыхнуло белое пламя, и бледным отблес ком оно отразилось на плос костях. Возвращаемся. прихо.[ быстро ]|| взлѳтноН На посадочной дорожке лег острым лучом прожектор. Ку паясь в ослепительном свете, самолет скользит на лыжах. Потом вдруг сразу становится темно: прожектор выключили. Пока Сечкин докладывает о выполнении задания, оружей ники подвесили бомбы, тех ники проверили моторы, крас нофлотцы заправили машины бензином и маслом. Н снова вылетает Сечкин. Опять, как и в прошлый раз, быот зенитки, опять летят на вражеские скопления бомбы. Когда возвращаемся, узнаем, что на самолете Кнута лег кие повреждения: осколком сна ряда сорван держатель под крыльного факела, разбит от личительный фонарь... Аэродром. Уходят и дят самолеты. Вот один из них легко оторвался от площадки и взмыл кверху. ' — Замечательный взлет ІКто летчик? - спросил Сечкина присутствующий на старте командир части. — Это Бушихин — комиссар! с гордостью ответил Сечкин. 'I ...Летчик Киселев вбежал на командный пункт. — Задание выполнено. Всеу в порядке—докладывает он. — Нет не все в иорядке- вносит поправку воентехник Баканов. Одну лыжу совсем разворотило: живого места нет. — Неужели при посадке?" Это была большая неприят ность. У Киселева всегда была безукоризненная «чистая» по садка. — Да нет, — успокаивает летчика техник, — снарядоѵ разбило. L Самолеты готовились к оче редном у вылету. — Товарищ командир,—умо-; ляющим голосом просит Кисе лев. —Я полечу. Сел ведь с- такой лыжей, ну и взлечу. — А зачем зря рисковать?.. Товарищ Баканов сумеете ус тановить новую лыжу? — В темноте, конечно, не легко, — раздумчиво произнес техник. —Но... попробуем. —И он побежал к самолету. И вот техники Баканов, Шевченко, Тихомиров, Бакре-.- шев, мотористы Орлов, Тихо-| нов, Назаров при мигающе! свете ручных фонариков под няли машину домкратом, рас- контрили болты, прикрепляю щие лыжу к шасси...А в это! же время оружейники подве шивали бомбы, самолет зап равляли бензином и маслом. j За несколько минут до ни-' меченного срока Баканов Щ ложил Сечкину о готовности самолета к вылету. Надо бы ло видеть, какой радостью блеснули в эту минуту глаза Киселева. ...Всю ночь морские лет чики громили врага. С линии фронта передавали о том, что горят деревни, где расположи; лись фашистские войска и штао корпуса, что прямым попада нием уничтожена колонна про тивника. А машины уходилі: и приходили. В небе все ярче разгоралось северное сияние. Оно то зак рывало звезды серебристой ки сеей, то окружало их трепе щущими люстрами, то пыла ющими жар-птицами яграл° над притихшим морем. Это была хорошая ночь. Это была, т о в а р и щ и , — заме; чательная ночь! А. Мацввич. Ноябрь. Северный флот. Фото ТАСС. Редколлегия. К3141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz