Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Учитель же, оставаясь на возвышении (подиуме), надзирал за порядком в классе, который был просторным, чтобы вмещать как можно больше учеников. Задачей учителя было дать задание каждому ученику, заинтересовать его, поэтому все ученики имели особые задания: кто-то стоял у доски, кто-то читал группами в полукругах, кто-то записывал под диктовку, и от этого «в классе стоял шум, похожий на жужжание пчел в улье». Вдобавок в таких школах существовала и специальная система поощрений и наказаний, что повышало мотивацию учеников. В итоге, учение шло быстро, занятия сменялись каждые полчаса, так что учащиеся могли пройти 12 классов за 6 месяцев. Те, кто научился хорошо читать и писать, выучил несколько молитв, прошел все четыре действия арифметики, учили других [7: 413-417]. Историк образования А. С. Воронов писал, что благодаря ланкастерскому методу дети «выучиваются скорее, нежели обыкновенным путем, менее утомляются и привыкают к внимательности, порядку и послушанию, кроме того, при этой методе все учатся»3. Исходя из выгод этого метода, на высшем государственном уровне было принято решение вернуться к практике «академических путешествий». Но теперь цель подготовки педагогов за границей заключалась в приобретении ими практического опыта в постановке массового начального образования, а также в освоении ланкастерского метода. Начало «академического путешествия» было положено 9 июня 1816 года, когда министр просвещения А. К. Разумовский, исполняя волю императора Александра I, сделал распоряжение попечителю Уварову, чтобы им «из студентов здешнего Педагогического института избраны были четыре или пять человек к отправлению с отходящим ныне фрегатом в Англию для изучения методы Ланкастера». Выполняя задание министра, Уваров 11 июня 1816 года сообщал, что для заграничной командировки он отобрал четверых студентов ПИ. Это были «Матвей Тимаев, сын землемера губернского секретаря Тимаева, Фёдор Буссе, сын члена Санкт-Петербургской протестантской консистории пастора Буссе, Карл Свенске, сын доктора коллежского советника Свенске, и Александр Ободовский, сын надворного советника Ободовского»4. Эти студенты покинули Петербург 30 июля 1816 года и сначала отправились в Кронштадт к «тамошнему главному командиру порта», чтобы оттуда отплыть прямиком в Англию «на назначенном для доставления их туда транспортном судне»5. Как и во время командировки 1808-1811 годов студентов института, отъезжающим была дана «инструкция от попечителя» с «начертанием общих правил» и определением цели путешествия [1: 82-83]. «Инструкция», составленная Уваровым для воспитанников, получилась довольно обширной и определяла несколько целей обучающей поездки. Конечно, главной задачей для студентов было «приобретение всех нужных теоретических и практических сведений по части новой системы, изобретенной Ланкастером и Беллем для народных училищ». Попечитель заострял внимание на том, что освоение этой «методы» должно быть не наглядным и поверхностным, а глубоким и основательным. «Сие приобретение, - - писал воспитанникам Уваров, - - должно быть теоретическое, дабы вы, вникнув в дух сей системы и не довольствуясь одними наружными формами, могли при возвращении вашем в Россию применить сии познания к надобностям народного образования в нашем Отечестве и показать на самом деле, что вы странствовали с пользой и с осмотрительностью. Но сие приобретение должно быть также и практическое, дабы вы могли увериться в логической связи всех частей сей системы». Для достижения поставленных целей Уваров предлагал студентам читать «со тщанием» все лучшие сочинения по части «нормальных училищ», а также «со всевозможным старанием» примечать порядок в училищах, учрежденных по методе Ланкастера и Белля6. Обучающая поездка студентов в Англию, а затем в Швейцарию и Францию под руководством секретаря русского посольства И. О. Штрандмана продолжалась более двух лет. В ходе нее студенты познакомились с несколькими английскими школами, где производилось обучение по методике Белла-Ланкастера. Российским студентам понравилась эта методика, и они даже начали полагать, что ей суждено побороть массовое невежество в мире. «Возможность повсеместного распространения благодетельных действий [ланкастерской] методы в будущих порождениях, — писали студенты в путевых заметках, - - обещает счастье народов, осуждённых доселе на вечное невежество»7. Особую привлекательность ланкастерскому методу придавал игровой характер обучения, постоянные поощрения для учеников, способность сделать процесс обучения интересным, захватывая внимание Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz