Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
заложить основы «народного просвещения» реформаторами Негласного комитета при участии Ф. Ц. Лагарпа [4: 14-15] посредством принятых в 1803-1804 годах учредительных документов — «Предварительных правил народного просвещения» (1803), университетских уставов и «Устава учебных заведений, подведомых университетам» (1804) — была создана стройная система тесно связанных между собой и общедоступных учебных заведений. Впервые в России учреждалась иерархическая вертикаль из образовательных учреждений: училищ приходских, уездных, губернских гимназий и университетов. Учебные планы всех заведений должны были быть выстроены так, чтобы предыдущая ступень образования служила подготовительной для следующей, то есть приходское училище готовило слушателей для уездного, уездное училище - - к обучению в гимназии, а гимназия - - к университету. При этом в университете, как вершине этой цепочки, должны были «преподаваться науки во всем пространстве, нужные для всех званий и разных родов государственной службы»1. Тем самым система просвещения в России, наконец, становилась всеобъемлющей, охватывавшей все слои населения, что предполагало подъем общего культурного уровня. Но идеи реформаторов начала александровского царствования столкнулись с экономическими и социальными проблемами сословного общества. Важнейшим препятствием на пути реализации образовательных реформ была нехватка кадров учителей и преподавателей. В Российской империи в начале XIX века попросту не было нужного числа специалистов по тому широкому спектру дисциплин, которые должны были преподаваться в учебных заведениях. Даже в уездных училищах и гимназиях список изучаемых предметов был очень широк, охватывал несколько языков, древних и новых, историю, географию, статистику, мифологию, чистую и прикладную математику, опытную физику, технологию, рисование, философию, чистописание, правописание, арифметику, начальные правила геометрии и т. д.2 Естественно, все это требовало значительного числа учителей- предметников. В результате, низшие и средние учебные заведения постоянно испытывали кадровый дефицит, и то и дело закрывались. Где-то делались «рокировки», когда несколько предметов преподавал один и тот же человек, в других училищах некоторые дисциплины просто не читались годами за неимением преподавателя [5: 105-126]. Правительство пыталось решить эту проблему. Сначалапредусматривалось создать при университетах так называемые Педагогические институты, которые бы занимались целенаправленно лишь подготовкой учителей для гимназий и «народных училищ». И, действительно, какой-то эффект от такой меры был. К примеру, созданный в 1804 году Санкт-петербургский ПИ отлично справлялся с миссией «рассадника» учителей, сумев за первые несколько лет своего существования подготовить около 330 преподавателей [6: 9]. Они в первой половине XIX века сформировали ядро учительских кадров нескольких губерний. Но к этой высокой планке не смогло приблизиться никакое другое образовательное учреждение той эпохи [4: 67]. Следовательно, для решения широкомасштабных образовательных задач эти меры были недостаточны, поэтому в середине 1810-х годов было решено вновь обратиться к европейским практикам. Руководство Министерства народного просвещения заинтересовали популярные тогда в Европе идеи взаимного обучения и метод Белла - Ланкастера, которые были применимы для обучения не только детей, но и взрослых. Сущность этого метода сводилась к тому, что более знающие и старшие воспитанники обучали учеников младшего возраста. Эта система была разработана в 1791 году в Великобритании, ее создателями стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. Идея быстрого и дешевого обучения при минимальном участии педагогов понравилась Александру I, посетившему Англию в 1814 году. В Министерстве народного просвещения расценили, что ланкастерский метод может стать удобнейшим и малозатратным способом распространить в России грамотность. Причина популярности ланкастерского метода была проста - - для той поры он был одним из наиболее передовых и обладал существенными преимуществами. Как замечает Е. А. Калинина, особенное значение ланкастерскому методу придавало то, что с его помощью один педагог в начальной школе мог обучать одновременно от 200 до 1000 учащихся чтению, письму, счету и другим предметам. Учитель заранее выбирал из учеников небольшую группу наиболее способных (так называемых мониторов), которых подготавливал к тому, чтобы они в будущем вели занятия у менее способных, таким образом освобождая педагога от лишней рутины и распространяя обучение как бы «вширь». Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz