Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

to the extension of the stay of students of the Pedagogical Institute abroad, financial problems, criticism of the Uvarov project by opponents in the ministry, the alleged "second category" was opened only at the beginning of 1820 under the name of the Teachers' institute at St.-Petersburg university. The Teachers' Institute existed for a little more than two years and was closed by the new curator of the metropolitan school district, D. P. Runich, in 1822. The main reason for its liquidation was the danger of spreading "dubious" ideas in the conditions of European revolutions and the activity of "secret societies" in Russia. Keywords: curator, public education, teacher training, Lancaster schools, history of St.-Petersburg university, S. S. Uvarov For citation: Pustovoit I. S. Training of primary school teachers and the project of the Teachers' Institute at St.-Petersburg University (1816-1822) // Transactions of the to la Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.009. Введение Предпринятая в первое десятилетие царствования Александра I образовательная реформа предполагала формирование профессорско-преподавательских кадров «из природных россиян» на смену приезжим иностранцам. Однако подготовить необходимое число специалистов - предметников, не прибегая к европейским образовательным практикам, было невозможно. Способом решения проблемы дефицита преподавателей высшей школы были так называемые «академические путешествия», когда лучшие выпускники российских университетов отправлялись в «чужие края» для усовершенствования себя в науках, чтобы по возвращении занять вакантные профессорские места в недавно открытых университетах и, в том числе, готовить в них учителей для гимназий и училищ. В этом смысле показательна отправка в 1808 году на три года за границу двенадцать студентов столичного Педагогического института (далее — ПИ), большинство из которых впоследствии стали профессорами в институте, а после его преобразования в Санкт-Петербургском университете [1: 59-81]. Следующая образовательная поездка четырех студентов столичного ПИ, нацеленная на изучение популярной тогда в Европе методики взаимного обучения Джозефа Ланкастера, произошла в 1816-1819 году. Аспекты этого «академического путешествия» и его результаты были так или иначе упомянуты в работах Т. Н. Жуковской и Н. М. Аничкова [1: 81-95; 2: 1-17]. Вместе с тем, участие С. С. Уварова, который в тот период был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, в планировании и организации этой заграничной стажировки и его практические шаги по внедрению методики взаимного обучения в России остаются в тени для исследователей и не подвергнуты глубокому анализу. Наша статья ставит целью оценить роль Уварова в утверждении ланкастерского метода в России. Обнаруженные и вводимые в научный оборот источники показывают, что Уваров не только выступил организатором и куратором командировки студентов столичного ПИ в 1816-1819 годах, но также в ходе поездки воспитанников в Европу подготовил проект создания специального учреждения педагогического профиля - - «второго разряда» Главного педагогического института (далее — ГПИ). Обучение в этом учреждении должно было происходить с применением методики взаимного обучения. В ходе исследования нами привлечены документы и материалы из Российского государственного исторического архива (РГИА), Рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский дом) (РО ИРЛИ РАН), Центрального государственного исторического архива (ЦГИА СПб). Они позволяют детально проследить ход образовательной поездки студентов в Европу в 1816-1819 годах, охарактеризовать последовательность и эффективность инициированных Уваровым мер по организации преподавания на основе ланкастерского метода и, наконец, установить причины и логику блокирования предложений столичного попечителя со стороны его тогдашних идеологических оппонентов в министерстве народного просвещения. Несовершенство образовательной системы в России и «академическое путешествие» студентов ПИ в 1816-1819 годах Начало царствования Александра I, «преисполненного мечтаний и благих намерений» [3: 228], ознаменовалось широкомасштабными реформами системы образования, которые были основаны на идеях эпохи Просвещения и учитывали европейский опыт управления этой сферой. В стремлении Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz