Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Утверждение новых революционных символов Современники вспоминали о грандиозной манифестации в Гельсингфорсе, состоявшейся 17 марта, в День памяти борцов за свободу. По примеру Петроградского совета, объявившего 23 марта Днем похорон жертв революции в Петрограде, здесь были устроено торжественное погребение двух матросов, погибших во время Февральской революции [5: 47-48]. Похороны, которые победители устроили двум погибшим рядовым2, стали настолько важным событием для жителей финляндской столицы, что финские трамвайные служащие, учитывая многолюдность предстоящей демонстрации, приостановили в этот день движение трамваев. О совместном построении колонн финляндцев и российских военных, о маршруте прохождения, разработанном исполкомом Гельсингфорсского совета депутатов армии, флота и рабочих, оповестила своих читателей газета финских социал-демократов. Позже она опубликовала зарисовки «солдатского авангарда», почетного караула у могилы павших, финских и красных флагов над процессией3. Депутаты Совета хотели добиться согласия финляндских властей на захоронение «борцов, отдавших жизнь за свободу», на одном из «священных» пространств города - - на Вокзальной или на Торговой площади, перед бывшим царским дворцом. Однако выбор был признан неудачным: на площадях периодически разворачивалась рыночная торговля. Затем предлагались и традиционные места (Старое кладбище на Бульварной улице, территория парка Кайсаниеми), старый форт в Брунспарке вблизи побережья залива и самая высокая точка города - - скалистая возвышенность Обсерваторская горка. Выбор последней и отказ от соблюдения установленного ритуала стали отрицанием привычной нормы. Обсуждался вопрос о том, как поступить с заказанными венками на могилу, ведь постановлением руководящего Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов использование этого «старорежимного» символа признавалось нежелательным. Решено было все же возложить изготовленные венки4. Для участия в похоронах «жертв революции» на берег было уволено до трети экипажей 1-й бригады линейных кораблей [6: 160]. Нормативный характер церемонии предусматривал присутствие на ней не только воинских подразделений, но и гражданских манифестантов5. Разрешение на освобождение от участия в похоронах руководители учреждений должны были испрашивать заранее, строго мотивируя причины. Так, директор русской Александровской гимназии за десять дней обратился в исполком Гельсингфорсского совета с просьбой освободить учащихся из-за сильных морозов в день похорон6. Все занятия в русских школах в этот день отменялись. Бывший почтальон О. Синисало вспоминал, что такого шествия, как траурная процессия к месту захоронения матросов в парке Кайвопуйсто (Брунспарк), он не видел в Гельсингфорсе «ни до, ни после этого»7. После проведения манифестации командующий флотом вице-адмирал А. С. Максимов заявил, что в церемонии погребения, прошедшей в образцовом порядке, приняли участие до 120 тысяч человек. Такое количество собравшихся намного превышало численность российских военных, находившихся в великокняжеской столице. Командующий и депутаты Совета расценили это как проявление «полного единения всего местного населения и воинских частей». Выступая на заседании исполкома Совета, Максимов сообщил о распоряжении Временного правительства дать «полную амнистию финляндскому народу по всем политическим делам»8. Похоронный ритуал подразумевал обращение к сакральным образцам поведения. Он требовал подтверждения верности памяти героев - - участников восстания военных в крепости Свеаборг в июле 1906 года, которое поддержали финские красногвардейцы. Культ героев, ставших жертвами репрессий самодержавия, напоминал об истории революционного движения в финляндских войсках и его связях с протестными действиями финнов. Пространству города предстояло стать местом увековечения памяти 28 расстрелянных революционеров. Наряду с подготовкой исторического очерка о ходе восстания, комиссия депутатов Совета должна была установить место казни, поставить временный памятник, а также назвать артиллерийские батареи именами героев Свеаборга. Такая инициатива исходила от объединенного комитета матросов и солдат Лагерного острова9. В то время как военнослужащие ожидали сооружения памятников новым героям и отмечали революционные праздники, их отношение к старым имперским символам финляндской столицы становилось все более негативным. Последствия такого отношения могли сказаться и на судьбе Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 69-83. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 69-83. © Дубровская Е. Ю., 2024 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz