Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

(сувениры с этнической символикой, национальная одежда и пр.), а также звучит саамская речь. Все это актуализирует проблему сохранения аутентичности, культурных традиций, промыслов и языка коренного населения Мурманской области. Популяризация культуры коренного населения Мурманской области через проведение этнических фестивалей и праздников обладает огромным потенциалом для развития регионального туризма. Развитие этнокультурного туризма способствует формированию привлекательного имиджа и брендированию территории. Туризм может выступать в качестве инструмента культурного обмена. Однако при развитии туризма необходимо учитывать интересы и ценности местного населения. С одной стороны, туризм может способствовать экономическому развитию региона, с другой, — нести в себе определенные риски и негативные последствия. Так, например, массовый туризм, ориентированный на развлечения и искусственно созданные туристические объекты, которые не отражают подлинность культуры, присущей определенной этнической/локальной группе, а являются лишь «подделкой» для удовлетворения туристских потребностей, может привести к коммерциализации культуры, утрате аутентичности и духовной ценности. Организация и проведение этнических фестивалей и народных праздников требует комплексного подхода, который предполагает соблюдения баланса между исторической реконструкцией (воспроизведение древних обрядов, исполнение традиционных песен и т. п.) и современной интерпретацией народного искусства (выставки-ярмарки изделий ручного труда, мастер классы и т. п.). Подводя итог, можно заключить, что такое культурно-массовое мероприятие, как традиционные Саамские национальные игры, способствует: организации досуга; приобщению к здоровому образу жизни; формированию интереса к культуре и традициям коренного населения; популяризации саамского языка; укреплению межэтнических отношений и преемственных связей между поколениями; возрождению традиционного народно-прикладного творчества в современных условиях; поддержке местных общин, занимающихся сохранением и развитием этнической культуры; развитию этнокультурного туризма в регионе. Примечания 1 ПМА — полевые материалы автора. Фото- и аудиоматериалы собраны 31 августа 2024 года на станции Лопарская Мурманской области. 2Орфография и пунктуация оригинального текста сохранены. 3То же. 4То же. 5То же. 6То же. 7То же. 8То же. Список источников 1. Василевич Г. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927. № 1. С. 31-34. 2. Певгова Л. В. Национальные игры детей народов Севера. Ленинград: Изд -во Главсевморпути, 1939. 37 с. 3. Богораз В. Г. Игры малых народностей Севера // Сб. Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. 11. С. 237-254. 4. Леонтьев В. В. Национальные игры чукчей // На Севере дальнем. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1960. С. 127-137. 5. Бакула В. Б. Игры и игрушки в произведениях саамских писателей // Игра и игрушка: сб. науч. ст. / науч. ред. В. М. Воронов, К. Я. Коткин. Мурманск: МАГУ, 2018. С. 119-128. 6. Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. 416 с. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 50-61. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 50-61. © Сулейманова О. А., 2024 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz