Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Софьей Михайловной, как и другими представителями нашего цеха, идей об огромной роли сельских учителей в собирании и сохранении народного творчества. В процессе собирательской работы совершенствовалась полевая методика. С 1971 года С. М. Лойтер и студенты под ее руководством целенаправленно записывали детский фольклор в экспедициях. «Однако со временем жизнь внесла свои коррективы: оказалась более продуктивной подготовка к стационарной работе либо заранее сориентированной микрогруппы, либо отдельных людей, обладающих особой расположенностью к детям, умеющих легко устанавливать с ними контакт, быть, что называется, в их среде своим человеком. Как правило, в этих случаях детский фольклор записывался не по обязанности, а из подвижничества и интереса - - в процессе работы с детьми и наблюдений над ними, во время самых разнообразных общений: в летнем лагере, игровой площадке, во дворах и т. д.» [3: 12]. К работе привлекались дошкольные работники, воспитатели, методисты детских садов. Выяснилось, что «традиционное крестьянское» или «городское» происхождение не сказываются на сфере бытования современного детского фольклора: записанный от сельских детей и городских, он не различается «ни репертуаром, ни лексикой, ни даже реалиями быта» [3: 13]. Книга «Русский детский фольклор Карелии» (1991) стала первым научным сборником, представляющим традиционную устную культуру для детей (в русской фольклористике ее принято называть «поэзия пестования») и самих детей («потешный и игровой фольклор») по жанровому принципу. Издание, снабженное научным аппаратом, включая вступительную статью, примечания, описи коллекций Научного архива Карельского филиала АН ССССР (КарНЦ РАН) и коллекций составителя, прочими указателями, пополнило библиотеку фольклористической «классики» и уже более тридцати лет является высоко цитируемым16. Произведения «традиционных» жанров собственно детского фольклора (считалки, дразнилки и пр.), как и поэзии пестования, ранее широко публиковались, но в данном случае были впервые показаны их место и роль в культуре края, известного преимущественно как «Исландия русского эпоса». В книгу вошли также тексты детской и подростковой прозы в ее разновидности, именуемой «страшилками», или детскими мифологическими рассказами. Материал на тот момент был достаточно редким. Современная русская детская мифология стала активно изучаться с начала 1990-х годов, и такие работы методологически были созвучны научному поиску С. М. Лойтер ^м ., напр.: [14]). «Страшилки» были замечены наукой в 1970-е годы, в последующее десятилетие они заняли свое место в учебных пособиях по фольклористике и подверглись первым аналитическим рассмотрениям. Публикация в сборнике детского фольклора Карелии, во -первых, была одной из пионерских, во-вторых, находилась в русле самых актуальных тенденций в науке о фольклоре. В 1995 году С. М. Лойтер опубликовала указатель сюжетов детских страшных историй [15]. В те же годы, во многом благодаря деятельности А. Ф. Белоусова и группы его единомышленников, началось активное собирание и исследование современного школьного и подросткового фольклора. В эту работу включилась и Софья Михайловна со своими студентами[ 16-18]. В собрание исследований и материалов по школьному фольклору, составленное А. Ф. Белоусовым, вошел написанный ею раздел о «страшилках» [19]. Если не главным, то, во всяком случае, чаще всего цитируемым и обсуждаемым открытием С. М. Лойтер является описанный ею феномен игры-импровизации детей в страну-мечту. Эти игры «не раз описывались в мемуарах и художественно воплощены в литературе, но никогда не учитывались и не осознавались как явление детского фольклора» [20]17. Впервые они были осмыслены в новом качестве на материале известной повести Льва Кассиля. По замечанию Софьи Михайловны, писатель своей «Швамбранией» привел ее к детскому фольклору. Тем самым подтвердилась методологически важная идея о том, что фольклор (как и этнографию) можно изучать по самым разным, в том числе нетрадиционным источникам, включая художественную литературу, не говоря уже литературе автобиографической. «Традиционные» полевые фольклорно - этнографические источники (устные рассказы информантов, данные анкетирования, карты и другие атрибуты игры), в свою очередь, свидетельствуют о достоверности выводов. С. М. Лойтер показала, что утопическая игра в страну-мечту основывается на детской психологии и обнаруживает свойства мифологического типа мышления, его логики; она «является одной из форм детского игрового мечтательства» и «с полным основанием может быть отнесена Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 27-38. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 27-38. © Разумова И. А., 2024 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz