Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ в российскую Арктику за январь-август 2024 г. превысил 800 млрд рублей11. В настоящее время, наряду с инструментами, используемыми для создания на территории Арктики условий для привлечения частных инвестиций, в системе стратегического развития АЗРФ используется подход, основанный на развитии ключевых населенных пунктов — опорных городов, применяемый в последние годы на Дальнем Востоке. Данный подход указан как приоритетный в рамках принятой в 2020 г. Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года12. Особенности применения и проблемы реализации государственного механизма развития арктических территорий на основе формирования опорных зон и опорных городов Точкой отчета применения подхода на основе формирования опорных зон в АЗРФ может служить 2013 г., когда была утверждена Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, согласно которой формирование зон опережающего развития в Арктике (Печорско-Баренцевоморская провинция, Полярно­ Уральское пионерное освоение, Белкомурская индустриальная, Кольская инновационная и др.) было отнесено к основным возможностям обеспечения глобальной конкуренции данной территории. В дальнейшем этот подход был прописан в государственной программе РФ «Социально­ экономическое развитие АЗРФ на период до 2020 г.», согласно которой каркасно-кластерный подход и формирование опорных зон были определены в качестве ключевых механизмов реализации документа. Практическое осуществление формирование опорных зон для развития Арктики получило в 2017 г., когда в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие АЗРФ» была утверждена подпрограмма «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально­ экономического развития АЗРФ», в которой выделялись восемь опорных зон: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро- Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Несмотря на то, что в целом в рамках данного подхода были заложены правильные целевые ориентиры, реализация программы на практике столкнулась с рядом организационных и финансовых сложностей. Ведущие исследователи выделили существовавший в то время целый комплекс проблем, не позволивший 1 Объем инвестиций бизнеса вАрктику в2024 году превысил 800млрд рублей: Материал агентства «Известия». URL: https://iz.ru/1754736/2024- 09-06/obem-investitcii-biznesa-v-arktiku-v-2024-godu-prevysil-800-mlrd-rublei (дата обращения: 20.09.2024). реализовать заложенные в программе механизмы в полной мере. Так, И. М. Подтравный и М. А. Моторина указывали на отсутствие единого методологического подхода к развитию опорных зон, а также четких критериев целеполагания в системе управления [23]; Б. Х. Краснопольский отмечал, что средства, поступающие на финансирование инфраструктурных проектов в рамках различных федеральных целевых программ по опорным зонам, не скоординированы и не целенаправленны [24], а общий выделяемый объем финансирования не соответствует амбициозным целям, поставленным Правительством РФ. Опорные зоны, по мнению исследователей, сохранили характер концепции, но не получили действенных экономических механизмов применения [25]. В совокупности это привело к тому, что создать эффективно работающие опорные зоны в Арктике так и не удалось. Повысить темпы развития российской Арктики, а также сформировать более эффективный инструментарий реализации механизмов финансирования этой территории была призвана трансформация кластерного подхода в рамках перехода от выделения ключевых опорных зон в регионах АЗРФ к созданию сети опорных городов и агломераций, которые должны стать основным каркасом российской Арктики за счет реализации на их территории мастер-планов и сформированных на их основе планов долгосрочного социально­ экономического развития. Мастер-план как документ пространственного развития городов — сравнительно новый инструмент в российской практике стратегического планирования на муниципальном уровне. Один из первых документов с подобным названием был разработан для Перми в 2010 г. и был призван сформировать концепцию развития города на несколько десятилетий вперед. Однако на практике мастер-план развития Перми так и не был реализован. Всплеск интереса к развитию городов на основе мастер-планов произошел в 2021 г., когда по поручению Президента РФ был разработан список из 18 дальневосточных городов (Амурской и Магаданской областей, Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области), утвержденных в качестве опорных населенных пунктов Дальнего Востока. В основу разработки мастер-планов для этих населенных пунктов был положен опыт европейских проектов, реализованных в середине прошлого десятилетия. 12Об утверждении Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 15.09.2024). © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz