Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7-25. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 7-25. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ «занятость» и «гражданское общество» и усилении внимания в рамках мероприятий к привлечению инвестиций, государственной поддержке хозяйственной деятельности и предпринимательства, созданию рабочих мест. Выводы и дискуссия Рассмотрение трансформационных изменений в рамках ценностей и мероприятий в стратегических документах развития российской Арктики первой и второй волн позволило сделать ряд самодостаточных выводов, которые, тем не менее, будут развиты и расширены в следующей части исследования. Во-первых, среди трансформационных изменений можно выделить основные и вторичные трансформации. Среди ключевых первичных трансформаций в рамках ценностей можно отметить тенденцию усиления ряда из них (увеличилась относительная частота упоминания ценностей «безопасность», «образование», «жизнь») и укрепления нескольких второстепенных («стратегический интерес», «доступность») при общем сокращении набора ценностей. Среди вторичных трансформаций ценностного наполнения мы видим преобладающую тенденцию концентрации смыслов в нескольких основных формах представления «внутри» ценностей. Несмотря на то, что формат стратегических документов допускает достаточно общие формулировки ценностей и направлений развития, заметен сдвиг в сторону форм ценностей, имеющих более операционализированный и менее описательный характер. Среди ключевых первичных трансформаций в области предполагаемых мероприятий можно отметить рост относительной упоминаемости аспектов, связанных с обеспечением безопасности, реализацией проектов, государственной поддержкой экономических субъектов и привлечением инвестиций. Так же как и при рассмотрении ценностей, для мероприятий прослеживается общее сокращение групп, как правило охватывающих частные и более узкие направления. Отличительной особенностью трансформационных изменений в рамках мероприятий является расширение перечня их отдельных форм в приоритетных сферах (например, «обеспечение безопасности», «государственная поддержка экономических субъектов» и «привлечение инвестиций»). В неприоритетных сферах мы видим тенденцию сокращения набора мероприятий в группах, сочетающуюся с повышением концентрации внимания на нескольких приоритетных мероприятиях внутри групп. В содержательном плане в экономической сфере заметен сдвиг от непосредственного государственного участия и финансирования к более рыночным регулятивным механизмам, созданию условий и стимулированию предпринимательской активности. Следует отметить сонаправленность в области повышения внимания к ценности «безопасность» в ее военном и государственном аспектах как в рамках ценностей, так и в рамках мероприятий. В рамках других ценностей и мероприятий сонаправленность трансформаций не носит такого явного характера. В ряде сфер, таких как образование, а также институциональное обеспечение активизации предпринимательской активности и хозяйственной деятельности, наблюдается определенная рассогласованность между динамикой упоминания ценностей и мероприятий. В целом трансформации, наблюдаемые в рамках мероприятий, носят более выраженный характер, что прослеживается как при качественном анализе содержания документов, так и при исчислении значений соответствующих коэффициентов (коэффициента Брея — Кёртиса). На наш взгляд, это естественно, так как мероприятия опосредуют стратегические цели и конкретные условия, что определяет адаптивность управления в изменяющихся внешней и внутренней средах. При этом следует отметить, что при сохранении ценностей должна соблюдаться преемственность мероприятий, изменяющихся в соответствии с динамикой внутренней и внешней обстановки. Это позволит обеспечить последовательность развития. Исследование показало, что в основных направлениях развития эта преемственность соблюдается, однако угрозы, связанные с выпадением из внимания стратегических документов ряда вторичных направлений (как ценностных, так и функциональных), становятся проблемой, открытой для обсуждения. И если для ряда групп мероприятий мы видим фактическую реструктуризацию или увеличение значимости других (как, например, в соотношении групп мероприятий «обеспечение экономического развития» в документах первой волны и групп «привлечение инвестиций», «государственная поддержка», «создание рабочих мест» в документах второй волны), то для ряда других групп мы наблюдаем их полное исчезновение (например, «развитие судостроения», «совершенствование нормативной базы», «энергосбережение и ВИЭ», «создание опорных зон» и др.). Часть групп мероприятий сократилась по причине отказа от некоторых форматов развития, например «создание опорных зон». Ослабление внимания к другим группам мероприятий отчасти может быть связано с развитием нормативно-правовой базы реализации программных документов, © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2025 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz