Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7-25. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 7-25. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ применение в рамках исследований в предметном поле российского арктического законодательства. Так, например, В. В. Фаузер отмечает смещение акцентов с территорий Севера в сторону территорий Арктики, наблюдаемое в стратегических документах до и после 2014 г. [39]. В работе Р. А. Греся, Б. С. Жихаревича и Т. К. Прибышина [40] осуществлено сопоставление выраженности первичных элементов арктической специфики и оценки адекватности ее учета в стратегиях муниципальных образований Арктической зоны России и предложена соответствующая методика анализа. В исследовании В. И. Блануцы [8] на основе сопоставления положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года и данных об экономической специализации арктических территорий делается вывод о недостижимости целей пространственного развития в результате реализации мероприятий, перечисленных в двух стратегиях, в частности, опровергается возможность формирования единого арктического макрорегиона [8]. В работе Н. А. Росляковой и соавторов [27] представлен методический инструментарий, позволяющий проводить содержательный анализ с выделением и концентрацией смысловых конструкций в рамках документов стратегического планирования. Исследователями выявлено, что стратегии северных регионов являются гораздо более сбалансированными и комплексными по закладываемым ценностям, чем стратегии южных регионов. Однако, при анализе семантических конструкций мероприятий и эффектов от реализации для северных регионов, мы видим значительную асимметрию смыслов, сконцентрированных в области занятости и трудоустройства [27]. Несмотря на существующие научные заделы, до настоящего времени остаются совершенно не изученными аспекты трансформации и преемственности ценностно-смысловых и функционально-смысловых ориентиров и управленческих сигналов в стратегических документах развития Арктической зоны Российской Федерации. Данные аспекты имеют исключительно важное значение для оценки последовательности в стратегическом целеполагании. Данные вопросы формируют предметное поле представленной статьи. Методология Информационной основой исследования являются документы стратегического планирования, определяющие цели и приоритеты социально экономического развития АЗРФ. Эти документы разделены нами на две группы — принятые в период 2008-2014 гг. (документы первой волны) и в период 2020-2021 гг. (документы второй волны). В первую группу входят три документа (принятые в период 2008-2014 гг.): «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Во вторую группу входят соответствующие документы, принятые после 2020 г.: «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» и государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Первая группа документов содержит более 30 тысяч слов и около 280 тысяч знаков, вторая — 18 тысяч слов и более 150 тысяч знаков. Эти отличия обуславливают использование в дальнейшем анализе нормированных значений частот для того, чтобы нивелировать различия, обусловленные объемом документов. Работа с информационной основой и реализация задач исследования опираются на использование методик семантического и контент-анализа, аналитических возможностей системы «ДИСКАНТ (ВЕГА)», парсера SemSin и утилиты Stalker [41; 42]. На первом этапе анализа формируются алфавитные и частотные словари стратегических документов обеих волн. В рамках второго этапа осуществляется синтаксический и семантический разбор текстов документов обеих волн для выявления значимых смысловых словосочетаний (N-грамм), на основе которых возможно получить предварительные оценки смысловых трансформаций, происходящих в документах. Осуществляется сопоставление частоты упоминания N-грамм по нормированному показателю «число упоминаний на миллион слов» ("instance per million, ipm") [42]. На третьем этапе на основе заданных шаблонов N-грамм и с учетом смыслов, идентифицируемых по ключевым словам-маркерам, отбираются словосочетания, которые формируют группы ценностных и функциональных (по мероприятиям) смыслов документов. Их анализ позволяет уточнить и конкретизировать отмеченные на предыдущем этапе трансформации содержания документов. Различные словосочетания (N- и биграммы), объединенные общим смыслом, формируют отдельные ценности или группы мероприятий. © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2025 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz