Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7-25. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 7-25. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ семантического наполнения официальных страниц правительственных структур в социальных сетях [14-19]. Отмечается, что основными целями использования соцсетей государственными структурами являются повышение прозрачности деятельности, вовлечение граждан в процессы принятия решений [20], определение организационных форм управления [16], выстаивание доверительного управления [17], а также развитие человеческого капитала за счет повышения уровня технологической готовности [21]. При этом в рамках анализа обратной связи со стороны населения исследователи приходят к выводу, что взаимодействие государства и общества в социальных сетях не имеет характера критически осмысленного и обоснованного диалога, а опирается скорее на эмоционально обусловленные реакции, построенные на механизмах предвосприятия, что создает основу для манипуляций и противоречит принципам демократического управления [22; 23] (источник [24] определяет это как формирование дискурсивного фрейма, а, в сущности, речь идет о формировании новых нарративов восприятия смыслов). В данном контексте стратегические документы как объект анализа имеют совершенно другую природу с точки зрения информационного наполнения и функционала. Они являются логически и юридически выверенными инструментами, ориентированными не на эмоциональную реакцию, а на создание аналитических и нормативных основ соорганизации субъектов и процессов управления, что, однако, не лишает стратегические документы ценностно-смыслового наполнения. Практика анализа документов стратегического планирования охватывает анализ структуры и содержания документов [25; 26], компаративный анализ в разрезе сфер применения и территорий [27], тематическое и смысловое наполнение [28], аспекты сочетаемости и системности документов [29; 30], а также представленность отдельных тематик [31]. Причем данный анализ может быть как статического, так и динамического характера. В исследовании Guo et al. [32] анализируются как аспекты представления стратегических документов, такие как удобство чтения и качество изложения информации (на базе анализа количества слов в предложениях, среднего числа предложений в абзаце, частоты употребления специальной терминологии, наличия визуализации и ряда других параметров), так и содержательные аспекты: прослеживается связь между набором и частотой затрагиваемых тематик и пространственными особенностями территорий, а также динамикой тематического наполнения документов с течением времени [32]. В работе Wang et al. представлены методика и инструментарий оценки согласованности документов различного ведомственного подчинения в сфере управления отходами (электрическое и электронное оборудование). На основе процедур с использованием трехмерной структуры семантического анализа была выявлена выраженность указанной проблематики в отдельных документах, а также проблемы, снижающие эффективность регулятивных воздействий в рамках законодательного обеспечения и нормативных актов ведомств и учреждений (недостаточная согласованность деятельности ряда правительственных департаментов и отсутствие целевого планирования) [33]. В работе Liu et al. [34] применение технологии интеллектуального анализа текста и модели индекса согласованности моделирования политики (Policy Modeling Consistency (PMC) index model) позволило авторам провести оценку регулятивных документов различной ведомственной принадлежности и уровня на предмет продольной и горизонтальной согласованности. В частности, авторами выявлено, что в рамках объекта исследования наблюдается высокий уровень согласованности политик местных органов власти с центральным правительством, в то время как межуровневое сравнение показывает значительное отставание местного законодательства от центрального по показателю горизонтальной согласованности, что позволяет говорить о значительном неравенстве в способности местных органов власти разрабатывать политику [34]. В ряде работ на основе семантического анализа законодательных актов и материалов судебных дел разрабатываются системы прогнозирования судебных решений [35; 36]. Так, в работе Aletras et al. обосновывается влияние не только фактологического наполнения, но и тематического содержания дела на вероятность того или иного судебного решения [35]. В исследовании Z. Liu & H. Chen [37] провели сравнение различных моделей машинного обучения (искусственная нейронная сеть, логистическая регрессия, вootstrap-агрегирование, метод случайного леса и вычисление опорных векторов), используемых в прогнозировании судебных решений и выявили превосходство модели вычисления опорных векторов по всем основным параметрам [37]. Значительный потенциал, сформированный в этой области семантического анализа, и расширение предметной области его применения, например [38], позволяют говорить об определенных перспективах его использования в сфере оценки ожидаемой результативности стратегических и программных документов. При всем многообразии технических средств и методических подходов к анализу стратегических документов и законодательных актов, которое демонстрирует мировая научная литература, лишь малая часть их методического потенциала нашла свое © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2025 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz