Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7-25. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 7-25. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ процедуру «сонастройки» соответствующих стратегических документов на всех уровнях административно-управленческих структур и пространственной организации экономики, разработать соответствующую нормативно-правовую базу их претворения в жизнь. Для АЗРФ необходимость выявления долгосрочных приоритетов, тщательность проработки и сонастройка механизмов их реализации особенно важны. Эта значимость определяется необходимостью планирования хозяйственной деятельности в условиях повышенных издержек и сроков реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, ограниченности трудовых ресурсов, сезонности проводимых работ, транспортной недоступности территорий, высокой зависимости арктических проектов от поставок импортного оборудования и технологий [2]. Для этого ряда условий отдельно следует отметить аспект геополитической и глобальной экономической стабильности, который, кроме комплекса макроэкономических эффектов, обуславливает уровень допустимой волатильности указанных условий. Принятие стратегических и программных документов как первой (2008-2014 гг.), так и второй (2020-2021 гг.) волн совпало с началом периодов глобальной нестабильности и внешних шоков. В итоге условия, в которых данные документы разрабатывались и на контекст которых была рассчитана реализация их механизмов, существенно отличались от реальных, сложившихся в условиях геополитической турбулентности обстоятельств. Это определило трансформацию как приоритетов государственной политики, так и транслирующих их стратегических документов. Несмотря на то, что исследователями достаточно подробно рассмотрены аспекты становления [3; 4], структурной организации [5] и эволюции [6; 7] программных документов, проанализирована их комплексность и непротиворечивость [8], один из ключевых аспектов остается неизученным. Таким аспектом является трансформация ценностно- и функционально смыслового содержания документов, определяющих регулирующие сигналы для экономических агентов, а также их преемственность в долгосрочной перспективе, обуславливающая завершенность регулятивных воздействий. Указанный пробел в рассматриваемом предметном поле определяет постановку цели исследования — выявление особенностей трансформации и преемственности смыслов в стратегических документах развития АЗРФ в аспектах ценностного и функционального наполнения. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи: 1) углубленный компаративный анализ стратегических и программных документов, принятых в рамках первой (2008-2014 гг.) и второй (2020-2021 гг.) волн законотворчества. Сопоставление их ценностно- и функционально-смыслового содержания; 2) установление основных и вторичных трансформаций в ценностно-смысловом аспекте и управленческих сигналах, а также степени их преемственности в логике социально-экономического развития. Научная новизна полученных результатов определяется глубиной и качеством анализа ценностно-смыслового и функционально-смыслового аспектов в рамках трансформации стратегических документов развития российской Арктики, а их практическая ценность — сформированными аналитическими возможностями для усовершенствования программных и стратегических документов развития АЗРФ, обеспечения завершенности и системности регулятивных воздействий. Обзор литературы Контент-анализ — это исследовательский метод, направленный на определение в текстах значимых смысловых конструкций и контекста их использования [9, с. 18]. M. Bengtsson выделяет четыре отдельных этапа в рамках процедуры контент- анализа: — деконтекстуализация, в рамках которого выявляются элементарные смысловые единицы; — реконтекстуализация, в ходе которого исключается информация, не связанная с выделенными на первом этапе смысловыми единицами; — категоризация, предполагающая классификацию смысловых единиц и определение тематических связок между ними; — компиляция как итоговый этап концентрации смыслового содержания анализируемого текста [10]. Применение контент-анализа при изучении информационных процессов в сфере государственного управления охватывает несколько основных предметных областей. Одним из ключевых и широко применимых является семантический анализ корпуса экспертных полуструктурированных интервью, посвященных аспектам управления [11; 12]. В последние годы данному подходу все чаще сопутствует привлечение дополнительных источников информации (от web-страниц до исследовательских работ, например [13]) для повышения обоснованности выводов. Наиболее быстро развивающейся областью контент-анализа в сфере исследования взаимодействия органов государственной власти и населения является анализ © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2025 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz