Миссионерская православная газета. 2014 г. № 3. Март.

авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета №3 М А Р Т 2 0 1 4 к а к о й с м ы с л з а н а б о р о м с т р о г и х п р а в и л ? Время задуматься о себе, или для чего мы постимся? H v t ESKS ( ■—Л Шк Щ в як' ■ ш — д ? 1 V I L - m i Ж — ^ _ Если мы обратимся к исто­ кам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жиз­ ни. Постились люди в знак покаяния, постились проро­ ки и учители Израилевы пе­ ред выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в по­ сте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Вопло­ тившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке ду­ ховной, душевной и телесной к Своему служению. И имен­ но поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пу­ стыню и там постился. Чтожетакоепост? Если го­ ворить о внешней стороне, то пост —это телесное воздержа­ ние, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, мо­ лочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержа­ нием в брачных отношениях. Но все это —лишь внеш­ няя сторона дела. И мы долж­ ны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь успехов на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не долж­ но быть самоцелью. Ведь су­ ществует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен длялюдей здоровых,для боль­ ных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать пред­ писания врачей. Уже в ветхозаветные вре­ мена существовало ясное представление о том, в чем должен заключаться пост. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» — вопрошает Бога постящийся. Это про­ исходит потому, что на первое место поставлено не главное. Пророк говорит, что если че­ ловек постится «для ссор и распрей, и для того, чтобы В посте - святая тишина. Она молитвою богата. Читаю с ней в лучах заката, Какая спит во мне вина. Какая совести нужда, Какая мука сердце трепет, Какой порок глаза мне слепит, И с кем забытая вражда. В посте живет печаль Христа, Его страданье и смиренье, И на Голгофу восхожденье Живого к вечности моста. В посте - святая тишина. Она услышать помогает, Как ближний рядышком страдает. Ах, как порой нужна она! дерзкою рукою бить других», то такой пост не угоден Богу. Нередко в христианской среде можно наблюдать та­ кую картину. Люди живут весело, дружно, но наступа­ ет пост —и они озлобляют­ ся, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что, воз­ держиваясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, при­ глушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей. Если такое проис­ ходит, постящийся должен понимать: его пост —имен­ но тот неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны постить­ ся не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примирить­ ся с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. По словам пророка, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить го­ лодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность по­ ста выражена в словах: «от­ дай голодному душу твою». Пост —это время, когда мы должны забыть о себе, на­ учиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспек­ тиве. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправда­ ние (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоя­ щему над своей душой, над своим сердцем, нам нет из­ винения. О смысле постного под­ вига напоминают нам также стихиры, которые поются в начале Великого поста: «Бра- тие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развя­ жем всякие союзы неправ­ ды, расторгнем препятствия к необходимым изменениям, разорвем неправедные писа­ ния, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить отХриставели­ кую милость... Придите, веру­ ющие, и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедли­ вого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрас­ тим данные нашей душедаро­ вания, и приступим ко Христу, в покаянии взывая: Боже наш, помилуй нас». Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: «возрастим данные нашей душе дарования». Пост —это время, когда мы высвобожда­ ем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отноше­ нию к Богу, к Церкви и к лю­ дям. Великий пост этому осо­ бенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну. Продолжение на стр. 2 ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАИИ «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не пости­ тесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Го­ споду? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голод­ ным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопрово­ ждать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и бу­ дет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58: 3 -1 1 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz