Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.

М и с с и о н е р с к а я _ П шослдкнда ■B ’ газета П ериодическое издание М урм анской и М ончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года № 11 НОЯБРЬ 2018 РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ - один из самых древних в истории Церкви. Первые упоминания о нем встречаются в источниках IV в. О нем упоминают свт. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Это означает, что пост, возможно, появился еще раньше, во времена римских гонений на Церковь. Изначально он длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан — больше), но в 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. Это имело свой резон: праздник Рождества Христова по своему значению для дела нашего спасения почти не уступает празднику Воскресения, и путь подготовки к нему должен нести определенное символическое значение. А именно сорок дней в Писании всегда предваряют великие события: вспомнить хотя бы посты пророков Моисея и Илии или сорокодневное воздержание от пищи Самого Иисуса Христа перед выходом на проповедь... Если сам по себе пост подчерки­ вает значимость события, то сорок дней означают особое приготовле­ ние к нему, необходимость сугубой духовной «настройки». Итак, с XII века Рождественский пост в Пра­ вославной Церкви стал «малой» че- тыредесятницей, уступающей лишь четыредесятнице «великой» — по­ сту перед Пасхой. В прежнем виде пост сохранился до наших дней у некоторых дохалкидонских церк­ вей. Так, Армянская Апостольская Церковь держит Рождественский пост «по-старинке» —семь дней —с 30 декабря по 5 января. Рождество у армян также, в соответствии с древ­ ним обычаем, объединено в один праздник с Крещением Господним и празднуется шестого января. В тот же день, в который отмечают Крещение и поместные Православ­ ные Церкви, использующие новый стиль. Другое название этого поста — Филиппов, или, по-простонарод­ ному — Филипповки. Связано это с тем, что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память одного из двенадцати Христовых апосто­ лов —апостола Филиппа. Этот день считается заговением перед постом (если только не выпадает на среду или пятницу, в таком случае загове- ние переносится на сутки назад —на 26 ноября). Игумен Александр (Болдовский) Интересно, что два древних ли­ тургических памятника — отрывок Готского месяцеслова IV—V веков и Типикон императора Константина VII Багрянородного, написанный в X веке, — относят день памяти апостола Филиппа на 28 ноября (15 по ст. стилю). По всей видимости, в то же время, когда пост стал соро­ кадневным, дата воспоминания об апостоле была «сдвинута» на день для того, чтобы предварять собой Рождественский пост, а не накла­ дываться на него. Все-таки странно начинать пост с праздника. Филипп —не единственный апо­ стол, чей день памяти приходится на Рождественский пост. 29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея, а 13 декабря. почти ровно посредине поста — апостола Андрея Первозванного. Непременно надо вспомнить, что именно Рождественским по­ стом 4 декабря празднуется один из великих двунадесятых праздников Православной Церкви — Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Неслучайно дата, связанная с прекрасным преданием о Деве Ма­ рии, ее введении первосвященни­ ком в Святая Святых иерусалимско­ го храма и проведенных при храме детстве и ранней юности, попала именно на дни, предваряющие Рож­ дество. Когда же еще вспоминать о земной истории Матери Спасителя? Можно сказать, что вся Ее жизнь до самого дня Рождества была непре­ рывным Рождественским постом, приготовлением к величайшему со­ бытию истории. «... Почему Избранная с нача­ ла века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных до­ бродетелью духов, так что оно мог­ ло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — При- снодева Мария, как Сокровище Бо- жие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в над­ лежащее время, как и было, послу­ жить к обогащению и к премирному украшению», —писал о Пречистой Деве свт. Григорий Палама. На Введение впервые поется ра­ достная песнь, которая будет зву­ чать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя: «Христос рождается, славите! Хри­ стос с небес, срящите! Христос на земле, возноситеся! Пойте Господе- ви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Пост бук­ вально усыпан днями памяти ветхо­ заветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Сын Чело­ веческий придет в мир, и «малые» пророки —Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Это безупречно с точ­ ки зрения символики и церковной истории: ведь именно писания про­ роков предваряли воплощение Бога Слова, и весь Ветхий завет усеян предсказаниями о том, что Он ста­ нет плотью и будет обитать с нами. Не даром Сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы ду­ маете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Иными словами, Рождествен­ ский пост весь словно соткан из дней памяти тех, кто готовил народ Израиля к явлению Мессии-Спа­ сителя. И нам он дается как «крат­ кий курс» подготовки к Рождеству: надлежит вспомнить, что писали по этому поводу ветхозаветные про­ роки, вспомнить, как жила Матерь Божия. На Рождественский пост выпада- ют не только церковные, но и свет­ ские праздники. И в первую очередь это, конечно же, главный «камень преткновения» — Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества — в то время, когда пра­ вославным христианам следует дер­ жать пост особенно сурово. Кстати, а как же следует его дер­ жать? Схема, которую предписыва­ ет Церковь, весьма сложна: она де­ лит пост на три отрезка, и у каждого свои правила. Они так многочис­ ленны и строги, что мирянам удер­ жать их весьма сложно. В определенные дни дозволяют­ ся рыба и вино (в умеренныхдозах!), зато по средам и пятницам положе­ но строгое сухоядение, в зависимо­ сти от праздников и дней недели рассчитывается: можно ли горячую растительную пищу с растительным маслом или без него... По-настоящему строго пост дер­ жат монахи, мирянам дозволяются кое-какие послабления. Следует помнить главное: во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Но что же делать православно­ му, если хочется и пост держать, и с ближними, за накрытый новогод­ ний стол зовущими, не рассорить­ ся? Мнения, конечно, на этот счет есть разные — от самых радикаль­ ных, до самых «толерантных», по­ этому лучше всего посоветоваться со своим духовником, как провести Новый год. Продолж ение на стр. 2 Дорога радости

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz