Миссионерская православная газета. 2017 г. № 1. Январь.

М и с с и о н е р с к а я _ П ш о с л д к н д а т ’ г а з е т а Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года № 1 Я Н В А Р Ь 2 0 1 7 Крещение Господне (Бо­ гоявление) один из череды непереходящих двунадеся­ тых церковных праздников. Примерно со второго века нашей эры до четвер­ того христиане отмечали Богоявление, вспоминая в этот день и Рождество Го­ спода нашего Иисуса Хри­ ста. И лишь позже, с чет­ вертого века, Богоявление стали праздновать позже Рождества Христова, вспо­ миная Крещение Спасителя в водах Иорданских. Когда Иисус Христос пришел креститься от Иоанна, ему было около тридцати лет. По закону иудейскому раньше три­ дцати лет учительствовать и священнодействовать мужу не дозволялось. Иоанн, сын священника Захарии и Ели- саветы, уже Предтеча, но пока еще не Креститель Го­ сподень, в это время крестил народ иудейский и говорил (когда его вопрошали чаю­ щие Мессию), что Христос (Мессия) — не он. Иоанн всем отвечал: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недосто­ ин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). Почаще бы нам, суетливым, вспоминать эти слова: в Кого мы крещены и Кем. Богоявлением праздник называется потому, что во время Крещения Иисуса было явление всех Трех Лиц Пресвятой Троицы: «Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись мо­ лился, — отверзлось небо. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21,22) По преданию церковно­ му, каждый крещаемый от Иоанна, погружаясь в воду до шеи, исповедовал все грехи свои, символизируя рождение в новую жизнь — жизнь с Богом. Иисус, как сказано в Евангелии, вышел из воды тот час т.к. не имел в Себе греха: «И крестив­ шись Иисус тотчас вышел из воды...» (Мф. 3:16). Кре­ стившись от Иоанна, Иисус освятил собою (для нас — христиан — последовате­ лей своего Божественного Учителя) естество вод. Но: «Море виде и побеже, Иор­ дан возвратися вспять» (Пс. 113:3). Стихии, способные уничтожить и поглотить нас в считанные секунды, содрогаются и трепещут от страха перед своим Твор­ цом. Праздник Богоявления у древних святых отцов назы­ вается еще и днем Просве­ щения и праздником Све- тов, потому что в этот день крестили всех желающих, т.е. тех из оглашенных, ко­ торые готовились в течении года (иные оглашенные и более года) принять Святое Крещение, оставляя свои прежние греховные наклон­ ности и всеми своими сила­ ми стараясь жить по запове­ дям Божиим. В качестве примера мож­ но вспомнить архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого, вселен­ ского учителя Церкви, при­ нявшего Крещение в возрас­ те около тридцати лет. Им же было составлено краткое наставление: «О том, что прежде должно быть нау- чену в Господнем учении, а затем уже быть удостое- ну Святого Крещения». А нам, торопыгам, невмоготу пройти и трехдневный (!) курс оглашения... Канун праздника Богояв­ ления называется Навечери- ем, Крещенским Сочельни­ ком, Святвеч1ром (Святым вечером), Сочевником (от слова — сочиво). Сочиво, подразумевающее сок (мас­ ло) из семян, который от­ жимали (сочили), растирая семена. Растительное масло употребляли вместо сливоч­ ного и приправляли им пост­ ные блюда. Зачастую это был мак, семена подсолнечника или орехи (лещина). Само сочиво готовили из пшени­ цы, ячменя, позже из риса. В день Праздника Кре­ щения Господня освящают­ ся все источники вод, и мы, ведомые своей совестью, стремимся каждый на свою «иордань» в присутствии иерея Божия разделить ра­ дость торжества чина Вели­ кого освящения воды. Но мы не зрители и не наблюда­ тели на молебне, мы —пол­ ноправные молитвенные соучастники события, ведь вода освящается для нас. На освященную вещь или предмет незримо непо­ стижимо для нас, т.е. таин- ственно снисходит благо­ дать Божия. Тоже касается и святой воды, малым ли чином она освящается еже­ дневно, или Великим —раз в год на Крещение (Святое Богоявление) Господне. Святая Крещенская вода, имея особую благодать, по нашей вере подает силы и потребляется с молитвой для духовной и физической поддержки, в том числе, и для пребывающих под епи- тимиями, по каким-то при­ чинам отлученных от при­ частия Святых Таин (но не заменяет Причастие!) Святая вода, причем не только Крещенская (Бого­ явленская), обладает спо­ собностью не портиться в течении длительного пери­ ода времени: от нескольких месяцев и даже до многих лет. Но здесь, как скажут, вопрос спорный: у кого и насколько долго может хра­ ниться святая вода. Быва­ ло и такое, что святая вода зацветала или приобретала зловоние «не дойдя» от хра­ ма до дома прихожанина. Возможно отгадка скрыва­ ется в нас, как мы принима- ем святыню, так она и будет воздействовать... Когда вода все же зацве­ тает, последолгого хранения ее не обязательно сразу вы­ ливать, ею можно окропить жилище. Если приходится выливать воду, это необхо­ димо сделать обязательно в непопираемое место. Стоя в очереди за святы­ ней недопустимо ругаться, скандалить на нерастороп­ ность разливающих, ве­ сти праздные разговоры, в особенности осуждающие. Все мы приходим в храм за милостью Божией и здесь, в очереди, тоже можно и нужно молиться, чтобы по­ лученная святыня была нам на пользу, а не в осуждение. Набирать цистерны свя­ той воды не обязательно, ведь —капля море освещает. Можно взять емкость со свя­ той водой, принести ее до­ мой и по мере пользования добавлять обычную воду. Святая вода не будет при этом разбавляться обычной, а наоборот —обычная вода освятится от святыни. Если мы по какой-то причине (хотелось бы, что­ бы основания были уважи­ тельными: были на рабочем месте, на боевом дежурстве, серьезно заболели и т.п.) не успели взять святой воды в день Крещения (Богоявле­ ния), Крещенская вода в храмах сохраняется до само­ го отдания праздника, т.е. до окончания Литургии утра 27 января (по нов. ст.). Традиции любого цер­ ковного праздника предус­ матриваютдля нас —христи­ ан: в день самого праздника и накануне на всенощном бдении (т.к. день начинается с вечера) молиться на служ­ бе Богу и, взяв святой воды, заниматься своими текущи­ ми повседневными делами. Если мы на службе или на работе —добросовестно вы­ полняем свои должностные обязанности, если у нас вы­ ходной день — посвящаем его, как обычно Богу, помо­ гая ближнему. О Крещенских купани­ ях: если у нас действительно есть желание, физическая возможность и внутренняя решимость — искупать­ ся в водоеме можно. Но если решение искупаться на праздник Крещения ос­ новывается на суеверных выдумках, необъяснимых страхах нарушить какие-то труднообъяснимые, чаще, неправдоподобные «тради­ ции» —лучше не купаться. Господь никого никогда не неволит и не требует от нас подвигов свыше наших воз­ можностей и упреждает нас через евангелиста: «Не ис­ кушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Мы же, как дети разум­ ные, пришли и принялиДуха премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, величая Господа нашего и Подателя жизни, крестившегося ради нас в водах иорданских. П одгот о вила Лю дм ила КРЫМОВА Ты—Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz