Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.

М и с с и о н е р с к а я Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года _ Пшослдкнда ^ г а з е т а № 3 М А Р Т 2 0 1 6 Прошло веселье мясопуста, Гулянье в миг оборвалось, Пришли деньки сорокоуста. Их сердце все же дождалось! Томилось сердце в ожиданье, Томилось сердце почти год, И вновь пошло на покаянье, Оставив груз мирских забот. А мир бурлит, как не бывало, Бурлит он суетой сует, Танцует, пляшет, поет рьяно, Живет, как будто поста нет. А в девятнадцатом столетье, Постились все: и стар и мал, И мир, как будто в лихолетье, Скорбил, вздыхал, не танцевал. Но Русь, Россия, христианство - Теперь раздельные слова. Так будем мы молиться свято, Чтоб Бог слова сии сковал. Ивновь чтоб было все как раньше, Чтоб вся затихла жизнь в посту, Чтоб люд российский был постящий, Чтоб подражал постом Христу! Се рг е й Си ня ви н пищи и даже не задумыва­ ются о его духовной состав­ ляющей. К сожалению, и среди верующих встречают­ ся такие. Несмотря на уве­ щевания священников, они полагают, что отказ от куска мяса непременно вменится им в подвиг, укрепит веру в Бога. Не раз приходилось слы­ шать, как постящиеся обме­ ниваются рецептами пост- Затворник назвал пост «кур­ сом спасительного врачева­ ния душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Если в силу своей физи­ ческой немощи человек не может поститься, то нужно в это время хотя бы не рос­ кошествовать. Постящемуся же негоже осуждать тех, кто ещё не го­ тов к подвигу поста, —всему блюсти себя духовно, устре­ мив свой взор к Богу. А по­ тому духовный пост сродни подвигу. И если неисполне­ нию поста телесного можно найти какое-то оправда­ ние — к примеру, болезнь. то нежеланию пребывать в богообщении и укрощать свой эгоизм оправдания нет. Как нет его и душе, не желающей работать над воздержанием от злых по- Л у ч ш е с о в с е м н е п о с т и т ь с я , ч е м п о с т и т ь с я б е з у м а Великий пост —весна для души Несмотря на то, что на ули­ це продолжает властвовать зима, наше морозное сердце начинает оттаивать под сол­ нечными лучами покаяния! За повседневными забо­ тами, большую часть из ко­ торых иначе как суетой не назовешь, мы очень часто выпускаем из виду самое главное: ежедневно находить время для богообщения, до- броделания и самоанализа. Живем «как получается», не замечая, что наши грехи, наслаиваясь друг на дру­ га, со временем превраща­ ются в неподъемный груз, отягощающий душу... Как следствие — всевозможные телесные болезни, кото­ рые всегда легче списать на плохую наследственность или экологию, чем признать плодом нашей неправедной жизни и отсутствием любви к Богу и ближнему. Будь кроток , д о б р и н е з л о п амя т е н Пост —время, которое да­ ется человеку для того, что­ бы он мог взглянуть на себя со стороны, признать свои грехи, примириться с Богом через молитву и покаяние, забыть о себе, любимом, нау­ читьсяжертвовать собой ради других, проявлять терпение и смирение. «Кто ограничивает пост одним лишь воздержанием, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Ио­ анн Златоуст. —Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постится и око, и слух, и руки, и всё наше тело... На­ корми голодных, напои ж а­ ждущих, посети больных... Будь милосерден, кроток, добр, незлопамятен». Толь­ ко такой наш пост можно назвать жертвенным, он уго­ ден Богу и послужит нам ко спасению. Начался Великий пост, который готовит право­ славных христиан к Страст­ ной Седмице, к радостной встрече с Господом в день Светлого Христова Воскре­ сения. Насколько готов к нему каждый из нас, зави­ сит от духовной зрелости и искреннего желания сле­ довать за Господом нашим Иисусом Христом и во всем подражать Ему. Особенно труден пост на­ чинающему, когда каждый неверный шаг кажется ката­ строфой, но зато как сладок плод первого поста, с какой легкостью парит его душа, освободившаяся от бреме­ ни греха, сколько неожи­ данных Божьих откровений получает человек, ещё долго оставаясь под благодатью после «близкого» общения с Господом. Благотворное влияние поста на организм челове­ ка давно признали светские доктора и повсеместно ре­ комендуют его в качестве диеты. Невоцерковленные люди видят смысл поста только в воздержании от скоромной ной кухни, советуют друг другу приготовить пусть и мудреное блюдо, но без мяса и масла, к тому же по вкусу не уступающее скоромным изыскам. В этом случае под­ виг поста не имеет места быть, потому как человек по-прежнему идет на пово­ ду у своей плоти, проводя огромное количество дра­ гоценного времени за при­ готовлением пищи, забыв о том, что она должна быть предельно проста, сэконом­ ленное же на ее приготов­ лении время должно быть употреблено на общение с Богом: молитву, покаяние, честный самоанализ, чте­ ние Библии, устремление к добру в любом его проявле­ нии и, конечно же, посеще­ ние церковных богослуже­ ний. Ведь смысл поста вовсе не в том, чтобы оздоровить свой организм, изрядно по­ дуставший за долгую зиму, хотя и заботу о нем, реко­ мендованную Господом, никто не отменял, а в том, чтобы смирить свой над­ менный дух, раскаяться в своей греховности, навсег­ да отказаться от пагубных привычек. Святитель Ио­ анн Златоуст назвал пост лекарством, напомнив при этом, что даже самое полез­ ное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употре­ блять. А Святитель Феофан свое время. Не следует так­ же поститься напоказ, — в конце концов это наши су­ губо личные взаимоотноше­ ния с Богом. Христианину в любом случае, и особенно во время поста, надлежит оставаться кротким, сми­ ренным, делающим любое дело с желанием и любовью, презирающим славу земной жизни. Главное - не е с т ь д р у г д р у г а Духовный пост и теле­ сный — это части единого целого, а потому неразде­ лимы и являются мощным оружием против дьявола. Телесный пост, предпо­ лагающий воздержание от гастрономических и прочих удовольствий, безуслов­ но, труден для человека и к тому же весьма важен, по­ тому как закаляет его волю, через физическое воздер­ жание ведет к победе духа над плотью. Здесь главное —не переусердствовать, а то ведь, воздерживаясь от удо­ вольствий, можно получить обратный результат: раз­ дражительность, озлоблен­ ность на всех и вся. Несмотря на то, что те­ лесный пост — своего рода жертва, всё-таки это наибо­ лее легкая сторона истин­ ного поста. Гораздо труднее мыслов и стяжанием до­ бродетели. Какая польза человеку, не вкушающему скоромной пищи, но при этом «поедающему» ближ­ него из зависти или будучи разгневанным, равнодушно взирающему на проблемы нищих и скорбящих, не ж е­ лающему прощать обиды другим и обижающему не­ мощного? Душа постящегося по­ добна птице. Очищенный постом человек смирен духом, целомудрен, скро­ мен, легок и здоров телом, не отягощен греховными помыслами, готов к при­ нятию Божьей благодати и наслаждению ею. Пост соединяет его с Господом, и в светлый праздник Пас­ хи человек может с чистым сердцем приступить к Таин­ ству Причастия, радуясь ма­ ленькой, но честной победе над своими страстями. Нередко по выходе из поста люди продолжают пребывать в благочестии и смирении, не желают воз­ вращаться к прежним по­ рокам и наслаждениям, жаждут совершать добрые дела, отрекаются от злосло­ вия и скверномыслия. И в этом тоже огромная польза поста, который таким обра­ зом укрепляет веру, умно­ жает любовь христианина к Богу и людям. Лидия ХАРЛАМОВА, г. Кандалакш а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz