Миссионерская православная газета. 2014 г. № 9. Сентябрь.

Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года М и с с и о н е р с к а я авославная газета № 9 С б Н Т Я Б Р Ь 2 0 1 4 21 сентября - день празднования Рождества Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Крит­ ского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из дву­ надесятых по времени своего появления в Церкви. С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Ма­ тери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была от­ ведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения челове­ чества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много пред­ сказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-преж­ нему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1-3 и др.). Возвращенное Благословение В НОВОМ Завете содержатся край­ не скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века —Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в На­ зарете —Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А беспло­ дие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славно­ го мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских празд­ ников, когда Иоаким пришел в Ие­ русалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следователь­ но, и благословения Божия». Уби­ тый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала. И тогда явился в саду ангел Госпо­ день: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет Игумен Александр БОЛДОВСКИЙ, кандидат богословия славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он по­ спешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тель­ цов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи пра­ ведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для слу­ жения до совершеннолетия. И дей­ ствительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда». Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляют­ ся позднее Господских. Первые упо­ минания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на ВостокевVвеке —всловахПрокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе —в сакрамен- тарии папы Геласия (492—496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появ­ ляются поздно —не ранее VIII века. В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только празд­ ник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит сле­ дующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник Рождества Богороди­ цы возник, по-видимому, в Грече­ ской Церкви и скоро после этого по­ явился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что празднество совершается и иа- ковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Влады­ чицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некото­ рых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм слу­ жит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до от­ деления от нее многих еретических течений, то есть в V столетии. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Бо­ городицы является праздником боль­ шой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ли- ковствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды». Помечен праздник в Иерусалим­ ском канонаре VII века, по грузин­ ской версии —с явными отличиями от других дней. Праздник поимено­ ван в праздничном Евангелии, ко­ торое подарено Синайскому мона­ стырю императором Феодосием III (715—717). В западных месяцесло­ вах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия. На Западе, должно быть, пример­ но в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматри­ ваемого праздника — 8 сентября. Один благочестивый человек не­ сколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселят­ ся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздно­ валось рождение Святой Девы. Несмотря на упоминания о Рож­ дестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII—XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григо­ рий XI (1370—1378) установил для праздника бдение с постом и осо­ бую службу литургии. Что же касается экзегезы празд­ ника, то событие Рождества Пресвя­ той Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Бо­ гоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной? Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой —вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чу­ десами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить отменьшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышен­ нее и божественнее, именно: приро­ да уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Бо­ городица долженствовала родить­ ся от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин). Продолжение на стр. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz