Миссионерская православная газета. 2006 г. № 7. Июль.

8 № 7, ИЮЛЬ 2006 Ж' ь I if ;:' * «jS&' ; ! і ; і , г : . _ j МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА А н о н с В ышел в свет очередной номер православного журнала «Фома». Наего страницахсвященнослужите- ли, деятели искусства, науки, студенты обсуждают живот­ репещущие вопросы совре­ менности. О правах и досто­ инстве человека, о радости церковной и «злой радости», о духовничестве. Вместе раз­ мышляют над страницами Священного писания, какого покаяния Бог в действитель­ ности ждет от человека, поче­ му некоторые боятся самого этого слова. Как и предыдущие номера, он рассчитан на тех, кто искренне хочет разобрать- -fgsafc: I s Ы ' И«в »М*руЮШЙМ. ПО b*f}yK»u."S ся и получить ответ на вопросы о смысле жизни, о месте в ней веры, кто хочет понять, зачем при этом обязательно надо хо­ дить в Церковь. Редактор журнала «Фома» Владимир Лейгода НЕЧТО ЛИРИЧЕСКОЕ редставьте себе, что человек живет в чер­ но-белом мире, ви­ дит только эти два цвета, их темные и светлые оттенки. И вдруг в одно мгновение мир вокруг преображается, стано­ вится цветным, —и он видит, что трава зеленая, небо голу­ бое; весьмирн аполнен такими цветами и красками, что чело­ век заново рождается, заново открывает для себя все то, что казалось давно знакомым, хо­ рошо известным и —что греха таить —нередко унылым и без­ радостным... Пробуждение веры — про­ цесс, сравнимый с во зникно ­ вением цветного мировоспри­ ятия. Вера — не придуманная зачем-то человеком красивая сказка, не образ его фантазий и несбыточных мечтаний, не примитивная “фабрика грез” . Это возможность увидеть по- настоящему тот мир, в кото­ ром мы живем и который нам дано узнавать и познавать до конца нашего земного сущес­ твования. Вера позволяет че­ ловеку иначе взглянуть... на всё. Прежде всего — ощутить величие и красоту творения. Осознать, что коль скоро сол­ нце встает для всех —как для тех, кого мы привычно счита­ ем “хорошими” , так и для тех, кого так часто и несправедли­ во клеймим как “плохих” , ду­ раков и т. д. —то это “ кому-ни- будь нужно” , и прежде всего Ему; именно Ему нужно было создать Его прекрасный мир для всех нас. Только чтобы по ­ нять это, надо обладать цвет­ ным зрением... Обретение подлинного взгляда на мир (а это и назы ­ вается верой) не может не р о ­ дить в сердце человеческом любовь. И вот ты уже радостно пытаешься убедить всех, кого встречаешь на своем жи з н ен ­ ном пути, в том, что у травы есть свой цвет, что небо может быть не только серо-грязным, но и ярко-голубым, и глубоко­ синим... Ты, как любой влюб­ л енный, не можешь не гово­ рить о своей возлюбленной; ты ждешь, что ею будут восхи­ щаться и восхвалять. Но через какое-то время ты вдруг начи­ наешь недоумевать, а потом и раздражаться —почему это не все признают красоту твоей любимой, почему не все при ­ ходят в восторг от ее ума и д об ­ роты? Ты забываешь, как сам жил в черно-белом мире и не понимал, когда тебе говорили про цветной. Ты теряешь ува­ жение к тем, кому еще пока не даровано то, что ты уже по ­ лучил —и получил даром. Но как только ты забываешь это, краски мира начинают мер­ кнуть. По-другому и быть не может. Ибо в любви нет наси ­ лия, любовь терпеливо ждет, когда серая пелена упадет с глаз человеческих и он обнов­ л енным выйдет к свету, в мир, где непросто жить, ибо любить всегда непросто- Но нет ниче­ го выше и правильнее любви и радости, ею порождаемой. Эта радость любви и называ­ ется Церковью. | J P итие прп. Трифона П е чен гско го рас- сказывает о том, как нелегко было свято- I I I му подвижнику начинать свое апостоль­ ско е служение в дикой Лапландии. И дело не в суровом северном климате. Полярная ночь и прочие особенности Арктики не помешали подвижнику прожить почти сто лет. С ер ь е з ­ ное сопротивление миссионерской деятель­ ности преподобного оказали колдуны-нойды. Они, как сообщ ает житие Трифона, «разъяри­ лись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о зем ­ лю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и с ам у смерть примет» Православие и шаманизм кольских саамов П. Е. Котляренко А что мы знаем об этих ной- дах и вообще о традиционных верованиях кольских лопарей или саамов? Почему так нелю ­ безно был принят одинокий русский православный под ­ вижник в этой земле, ставшей ныне нашим домом. Лапл андия —область С евер ­ ной Европы, охватывающая северные территории Ф и н ­ л яндии , Швеции , Норвегии и России. В средневековой Ев­ ропе жители Лапландии поль­ зовались дурной с л а в о й .О них говорили, что они п о к лон яю т­ ся темным силам. Даже Ш е к с ­ п и р е своей «Комедии ошибок» упоминал о «проделках чаро­ действа... лапландских колду­ нов». В фин с ком эпосе «Кале­ вала» так говорится о жителях Лапландии: Не ходи ты, мой сыночек, На поля детей лапландских. Запоет тебя лапландец, По у с та положит в угли, В пламя голову и плечи, В жаркую золу всю руку На каменьях раскаленных. Шведский епископ Олаф Магнус, составивший вXVI ве­ ке первую карту северной Ев­ ропы , был поражен л апл анд ­ скими колдунами, «искусны­ ми в чаровании людей», к о ­ торые «взглядом, словом или к акими -нибуд ь другими д е й с­ твиями умеют так связывать людей, что те лишаются здра­ вого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают н еп о ­ нятные поступки». Ялыческое поклонение и жертвоприношение 'кит еля Ишірмии (Из книги шведского исследователя Русской Лапландии X V II в. епископа Иоганна Шеффера) j А ' j L: . В о с ш с н д і д I I I к о д д при Свяіо-Никольском кафедральном соборе г. Мурманска объявляет набор учащихся в подготовительный и 1-й класс - детей в возрасте от б до 9 лет. В школе изучаются Закон Божий, Христианское воспитание, церковнославянский язык, церковное пение.При школе действует дружина православных скаутов-разведчиков. Встреча с учащимися и родителями состоится 10 сентября (воскресенье)в 14.00 в здании школы (3-й этаж). Первое научное описание Лапландии составил в XVII ве­ ке немецкий ученый Йоханес Шефферус по заказу шведско ­ го правительства. Среди пр о ­ чего он имел целью «правди­ вое описание возможностей боевой магии и колдовства лапландцев». Шефферус отме­ чал у лопарей «удивительную склонность ко всяческим суе­ вериям и легкость общения с демонами». Славой наиболее могущес­ твенных чародеев пользова­ лись саамы Кольского полуос­ трова. В русской истории как минимум дважды встречаются «проделки чародейства л а п ­ ландских колдунов». Именно лопарские волхвы предсказа­ ли внезапную кончину царя Иоанн а Грозного в 1584 году. А спустя два десятилетия во вре­ мена Смуты многие современ ­ ники считали Лжедмитрия I, 1 самозванца Гришку Отрепьева, «ведуном, наученном всему ад­ скому искусству лапландскими волшебниками». Об этом упо­ минает Н. М. Карамзин. Миросозерцание жителей Лапландии носило магичес­ кий характер. Магия, или кол ­ довство, —это ритуальные об­ ряды, с помощью которых ус­ танавливается контакт с тем ­ ными духами для получения от них помощи. Людей, зани ­ мающихся магией, называют по-разному: колдунами, вол­ хвами, шаманами, ведунами и т.п. У саамов их называли ной- дами. «Колдовство их [нойдов] не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый», —писал в XX веке этнограф Н. Волков. Некоторые исследо­ ватели подчеркивали особую роль женщин в магических ри ­ туалах. (О кончание в следующем номере) П р ш ш е н ы й ш « н 1 Іо благословению Высокоиреосвяшеннсйшсто Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона в июне открыл свои двери Православный салон Щ я М Здесь вы найдёте широкий выбор духовной литературы, иконы, молитвословы, ладан, уголь, свечи, предметы церковной утвари і и православного обихода В наступающем учебном году здесь будут проводиться читательские конференции, встречи со священниками, тематические вечера. Мы открыты с 11.00 до 18.00 и ждем Вас по адресу: ул. Ленина, 77 Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете Р Ф по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. Тираж 7.000 экз. Заказ № 2730 Издательство Мурманской и Мончегорской епархии Московского Патриархата. Адрес: 183010, Мурманск, ул.Зеленая, II, E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru Редактор иерей Димитрий Сизоненко. П р и п е р е п е ч а т к е с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю г а з е т у Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм. о б я з а т е л ь н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz