Миссионерская православная газета. 2004 г. № 7. Июль.

издание мурманской и Мончегорской еплрхии м о с к о в с к о г о п а т р и а р х а т а По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского П Р А В О С Л А В Н А Я ГАЗЕТА МИССИОНвРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТА номер 7, год 2004, июль IN Ш И Т Ш \ Т6Р8КИХ s cm ix На родине преподобномученика Феодора (Абросимова) будет восстановлен храм. В середине июля состоялась поездка благочин­ ного Терского округа, настоятеля Успенского при­ хода села Варзуга иеромонаха Митрофана (Бадани- на) в отдаленные села Терского берега Чаваньгу и Тетрино. На Терском берегу до революции было построе­ но большое количество храмов и часовен. Вдоль всего берега - от Умбы до Поноя - возле каждой тоневой избушки стоял поклонный крест (а тони в то время находились друг от друга почти через километр). В каждом селе обычно было две церкви - летняя (неотапливаемая) и зимняя (с печами). Терский берег еще до революции выделялся в отдельное благочиние с центром в селе Кузомень. Поморы, в силу экстремальных климатических ус­ ловий и исполненных опасностей промыслов, были людьми особенно религиозными. «Кто в море не бывал то и Богу не малиеался», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», - говорят помор­ ские пословицы. Безбожный XX век разрушил и храмовую архи­ тектуру, и храмы человеческих душ. Вслед за ра­ зорением храмов последовало опустошение сел (не- тия, Астерия и Тарасия Кашкаран- ских и новомучеников Феодора (Аб­ росимова) и Моисея (Кожина). На­ верное, по молитвам новопрослав­ ленны х свя ты х по с тепе нно Здание Троицкой церкви села Тетрино удивительно хорошо сохранилось. которые из них сегодня уже не существуют), а в душах людей, оторванных от Бога и Церкви, враг рода человеческого посеял семена страстей и по­ роков. Но, по милости Божией, владыка Симон год назад принимает мудрое решение - выделить Терс­ кий берег в отдельное благочиние, как это было в ХІХ-начале XX века. С образованием благочиния благодаря неустанным трудам и подвижническому служению иеромонаха Митрофана (Баданина) в жизни Терского берега произошли существенные измене­ ния: восстановлены Афанасьевский храм в селе Варзуга (в нем освящены оба придела) и колоколь­ ня при нем, идет работа по созданию молитвенного дома в селе Кузомень, установлены поклонные кресты в памятных местах на реке Варзуге, вос­ создана заново часовня на могиле Безымянного инока Терского. Одним из важных моментов в жизни Терского берега явилось прославление преподобных Авксен- У алтаря Михайловской церкви в селе Чаваньга установлен крест. отступает «мерзость запустения» от этих некогда намоленных мест. Год назад отец Митрофан встре­ тился с Павлом Алексеевичем Кожиным, который является управ­ ляющим отделения колхоза «Бело­ морский рыбак» в селе Чаваньга. Как нам стало известно из архи­ вных документов, родной дед Пав­ ла Кожина по материнской линии - Семенихин Андрей Агапович - состоял в церковной двадцатке и вместе со старостой Стрелковым Петром Андреевичем, Клещевым Ми­ хаилом Ниловичем и другими ча- ваньжанами пытался спасти храм от закрытия. А теперь внук участвует в этом святом деле. Тогда-то отец Митрофан и высказал мысль о том, что надо восстановить оск­ верненные храмы в селе Чаваньге - на родине преподобномученика Феодора (Аб­ росимова). Эта идея была поддержана ру­ ководством колхоза «Беломорский рыбак», в частности его председателем Андреем Кокаровичем Рейзвихом, И вот в июне этого года отец Митрофан, П. А. Кожин и А. К. Рейзвих отправились в Чаваньгу, чтобы произвести осмотр сохранившихся храмовых зданий и принять решение о их восстановлении. Некогда в Чаваньге дей­ ствовали две церкви: летняя - Архангела Михаила и зимняя - Богоявленская (Трех­ святительская). Церковь Архангела Михаила была по­ строена на средства жителей села Ча­ ваньга в 1864 году, в одной связи с церковью была колокольня с пятью коло­ колами. В церкви был деревянный позо­ лоченный иконостас, иконы в серебряных и позолоченных ризах, необходимая бого­ служебная утварь. В 1937 году церковь была окон­ чательно отобрана у верующих и превращена в избу-читальню и клуб, который располагался в ней до начала 80-х годов. В 80-е годы здание Михай­ ловской церкви по решению руководства колхоза было переоборудовано под жилой дом. После осмотра помещения было принято реше­ ние: здание претерпело несколько реконструкций, восстановить его будет крайне сложно, поэтому оно будет разобрано, а на этом месте построена новая Михайловская церковь. У алтарной части храма был установлен крест, который по просьбе отца Митрофана сделали в Варзуге и привезли в Чаваньгу. Кроме этой церкви, в Чаваньге сохранилась еще одна церковь - Трехсвятительская (Богоявленская), которая была построена перед самой революцией, в 1917 году. В этой церкви тоже был позолоченный иконостас и в одной связи с церковью колокольня с пятью колоколами. Эта церковь была осквернена после Михайловской - перед самой войной. До сих пор помнят чаваньжане, как выбрасывали богобор­ цы из церкви старинные книги, рвали их и бросали в костер около храма. В этом храме до сих пор находится медпункт, а в алтаре - комната медиков. Дальше путь отца Митрофана, П. А. Кожина и А. К. Рейзвиха лежал в село Тетрино (25 км от Чаваньги). В некогда многолюдном селе на зиму сейчас остается всего 24 человека. В центре села возвышается Троицкая церковь, которую постигла судьба многих храмов Терского берега (она была превращена в клуб). Ее также решено восстано­ вить. А зимняя Васильевская церковь (в ней нахо­ дился склад) уже наполовину разобрана на дрова - восстановить ее не представляется возможным. Хочется верить, что будут восстановлены во всей красе древние храмы Терской земли. А иеро­ монаху Митрофану, жителям сел Чаваньга и Тетри­ но молитвенно пожелаем Божией помощи в этом святом и многотрудном деле. Иерей Василий Вольский. Фото из архива Терского благочиния. Председатель колхоза «Беломорский рыбак» А. К. Рейзвих с жителями села Чаваньга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz