Миссионерская православная газета. 2004 г. № 5. Май.

издание м у рм а н с к о й и М о н ч е г о р с к о й епАРХии м о с к о в с к о г о п а т ри а р х а т а ____________ По благословению Высокопреосвященнейшего Симона, Архиепископа Мурманского и Мончегорского П Р А В О С Л А В Н А Я газета МИСОИОНвРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА номер 5, год 2004, май 1Л ы слышим эти слова жизни за Божественной / \ \ литУРгией в день праздника Пятидесятницы. I l l Господь стоит посреди храма в окружении Своих учеников, призывая жаждущих истины присту­ пить к Нему. Пресвятой и всевышний Бог нисходит к человеку, чтобы наполнить Собой все творение. Ис­ точник святости и любви, Он раздает Себя в снедь верным, и мы становимся Его плотью и кровью. Прежде чем Пятидесятница стала свершением Пасхи Господа нашего Иисуса Христа, она была ветхозаветным праздником. По традиции, отмечалась по истечении семи седмиц, на 50-й день после Пасхи, и заключала в себе два момента. В этот день Господь предпи­ сал сынам Израиля приносить в жертву хваления начатки урожая и первенцев ско- і . Это была жертва благодарения за те дары, которые Бог посылал своему народу в земле обетованной. С другой стороны, этот праздник был воспоминанием о том, как на Синайской горе через Моисея наро­ ду был дарован Закон. На 50-й день после исхода из страны Египетской, после первой Пасхи, народу был открыт смысл Завета и преподаны Божии заповеди. Божественный Закон и щедроты земли обетованной, где текут мед и молоко, - это небесные дары, знак союза и любви, которые отныне со­ единяют Бога и избранный народ. «После­ дний же великий день праздника» в Еванге­ лии - это 50-й день после Пасхи, день завершения праздника Кущей. Этот празд­ ник напоминал о сорока годах, которые сыны Израиля провели в скитаниях по пус­ тыне, живя в шатрах. Именно в завершение того праздника посреди Иерусалимского храма в окружении разношерстной толпы паломников и учеников Господь громоглас­ но восклицает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей...» Это потрясающе дерзкие слова, и они не остались без внимания. Еврейская литургия в этот день вспоминает, как в пустыне народ погибал от жажды. Тогда Моисей попросил у Бога воды, и Господь произвел воду из «неплодного» камня. Именно в этот день Христос открывается как ис­ тинная Скала, источающая полноводные по­ токи жизни. Эта вода - Святой Дух, дар воскресшего Христа Своей Церкви. Господь говорит о Духе, «Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 8, 39). Что мо­ гут значить эти слова? Святой Дух сопровождал избранный народ на протяжении всей истории, Он говорил устами пророков, направлял судей и царей Израиля. Он всегда был и с апостолами, потому что с ними был Иисус, на котором почил и через которого Святой Дух творил чудеса. В день пятиде­ сятый воскресший Христос посылает Святого Духа на Своих учеников. Со дня той первой, новозавет­ ной Пятидесятницы и до конца времен Он пребыва­ ет в Церкви и в каждом, кто принял дар Духа при Крещении. Церковь в Святых Таинствах наполняет нас Духом. «Он научит вас всему», - говорит Господь (Ин. 14, 26). Его благодатью верующий по­ знает Христа не так, как познает плоть, а в духе и истине. Это дух послушания, Он дает силу слы­ шать волю Божию, это дух Сына, который был послушен Отцу до самой смерти. Дух соединяет в единое тело детей Небесного Отца, искупленных Кровью Сына. Православное Богослужение выразило эту мысль, противопоставляя дар языков в день Пятидесятницы Вавилонскому столпотворению. В жажде самоутвер­ ждения люди возводят башню до самого неба, чтобы по ней взобраться к Богу - имя Вавилона буквально означало «врата неба». Но гордыня непременно сеет разделение, и люди перестают понимать друг друга, посему дано имя месту сему Вавилон, ибо там смешал Господь языки (Быт. 11, 9). А в день Пятиде­ сятницы Святой Дух, нисшедший на апостолов в П Щ Ш Т Щ А «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”» (Ин. 7, 37-38). виде огненных языков, даровал им благодать быть понятыми всеми народами и в каждом народе возве­ щать на его наречии о чудесах Божиих. На вечернем Богослужении в этот праздник вспоминается история из книги Чисел: избранник Моисея, Иисус Навин, возревновал о том, что и не призванные к пророческому служению люди про­ рочествуют в стане. И Моисей отвечает ему: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь по­ слал Духа Своего на них!» (Числ. 11, 27-29). Эту молитву Моисея Бог услышал в день пятидесятый: Святой Дух даруется всей Церкви. Его невозмож­ но, говоря современным языком, «приватизиро­ вать», Он не является собственностью только сильных личностей, харизматических лидеров. Дух священства, царства и пророчества, Он даруется без исключения всем верующим для того, чтобы собрать их воедино в божественной гармонии и братской любви. Снисшествием обещанного Спасителем Духа-Уте- шителя на апостолов, на Церковь, на всех нас Бог открывает Себя как Любовь трех Ипостасей, как единство трех личностей: Отца, Сына и Святого Духа. И на второй день праздника - Духов День - Господь, исходящий от Отца, вместе с Отцом и Сыном сотворивший этот мир, ныне открывает себя как другой Утешитель; через него воскресший Сын Божий присутствует и действует в мире до конца времен: «И се Аз с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Но Дух - это не просто присут­ ствие Сына и, следовательно, Отца в мире. Он Сам - Личность, как Отец и Сын. Он - Личность, ибо способен любить и быть любимым, остава­ ясь при этом свободен; ибо способен давать и принимать, творить и открывать нам сво­ им действием истину о Боге, о мире и о нас самих. Через Таинство Крещения мы все причастны Пятидесятнице апостолов, все мы были крещены в Святом Духе. И с этого момента Он живет в нас, и мы живем в Нем. При этом мы должны признаться, что из трех Божественных Ипостасей Дух для нас остается труднее всего различим, более всего неуловим, нам трудно себе предста­ вить его как Личность. Уже сами слова «Отец» и «Сын» говорят о личностях, а «Дух» может показаться некой абстрактной невидимой силой. И тем не менее, Иисус Его называет Утешителем, то есть Тем, Кого зовут на помощь, надеясь на Его покрови­ тельство. Защитить, утешить нас может Одна- единственная Личность. Апостол Павел го­ ворит, что это может сделать только Дух, который кричит в глубинах нас самих: «Авва - Отче!» Любовь Бога Отца излилась в наши сердца Духом Святым, Который был нам дан; и с этого момента уже ничто не может нас отлучить от этой любви Божией (Рим. 5, 5; 8, 39). Итак, Бог Дух - это одновременно и личность, и сила; Он любит, заступается за нас, утешает, к Нему мы можем обра­ титься с молитвой, и Он обращается к нам. Из трех Божественных Лиц Он наибо­ лее неприметен, смирен. И тем не менее, Он вездесущ, все наполняет Собой и все приводит к своему завершению. Незримое присутствие Духа в нашей жизни мы мо­ жем сравнить с присутствием матери в жизни своего ребенка. Она повсюду с ним, она его растит, она ведет его в жизни, учит отличать и любить истину. И чаще всего она дей­ ствует втайне, просто своим присутствием, самим своим бытием. Точно так же и Святой Дух: мы не слышим Его голоса, не видим Его лица, но узнаем Его по плодам, в Его детях. Это Дух жизни, Он как воздух, который мы вдыхаем и который нас живот­ ворит, но мы замечаем его только тогда, когда его начинает не хватать. Он - свет, который нам по­ зволяет видеть вещи такими, какие они есть - то есть в их истине; это кроткий свет, который не заслоняет собой сами предметы. Этот смиренный Царь Небесный, Дух истины, везде сущий и все наполняющий Собой, очищает и животворит. Итак, да исполнимся Духом Христа, в Которого мы кре­ стились, Который невидимым образом нас взращи­ вает и преображает по образу Сына Божия. Будем призывать Его на всякое время. Опустимся на самые глубины нашего сердца, чтобы найти Там Того, Кто взывает к нашему Отцу и Кто по образу Христа творит нас истинными сынами Света. Дмитрий Сизоненко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz