Миссионерская православная газета. 2004 г. № 2. Февраль.

ИЗДАЛИ© МУРМАНСКОЙ И МОНЧ6ГОРСКОЙ еп лр хии МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона П Р Ш Ш Я Я Ш О Т МИООИОНвРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ г а з е т а номер 2, год 2004, февраль ПРШМНЫЙ ТРИФОН НЧУДО ІТОШНИЯ Недавно вышла в свет книга председателя комиссии по канонизации и историографии Мурманской и Мончегорской епархии иеромонаха Митро­ фана (Баданина) «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное на­ следие». Ее презентация состоялась 17 февраля в литературной гостиной областной научной библиотеки. Интерес к жизни и подвигу нашего мур­ манского святого, просветителя лопарей все более возрастает. Наверное, поэтому литературная гостиная была переполнена. Услышать о новых исследованиях, касающихся жития святого Трифона, пришли представите- іи мурманской культурной элиты: священники, преподаватели вузов, ли ­ тераторы, журналисты, библиотекари, краеведы. Ведущим на презентации был поэт и радиожур­ налист Дмитрий Ермолаев. Вначале он напомнил собравшимся канонический вариант жития, соглас­ но которому Трифон еще в юные годы отличался благочестием, а в 25 лет по особенному Промыслу Божию был призван идти в Кольскую землю про­ поведовать Евангелие лопарям. Но есть и другая версия начала жизненного пути Преподобного. Ео и изложил в своей книге отец Митрофан: - Многие из присутствующих здесь еще не успели прочитать книгу и потому не знакомы с доводами, которые в ней приводятся. Сомнения в правдивости жития зародились давно: еще в нача­ ле XX века об этом говорила историческая наука. К сожалению, в нашей агиографии было взято за правило начиная с XVII века не заниматься ис­ следованием фактической жизни подвижника, а создавать некие умозрительные построения, «пле­ тение словес». Подвижник должен был быть обя­ зательно измлада благочестивым, «первым об­ ретаться в церкви», услышать в юности глас JJ Божий - и уйти от мира. Я не хочу сказать, что таких примеров у нас нет. Именно такой была жизнь преподобного Феодорита Кольско­ го. Но далеко не все святые начинали свой путь таким образом. У каждого своя дорога к Богу, кто-то идет прямым путем с самого детства, никуда не уклоняясь, а бывает и по- другому: кто-то падает и вновь поднимается. У большинства из здесь присутствующих, на­ верное, именно такой путь. Когда пять лет назад я рассказал владыке о своих сомнениях по поводу существующего жи­ тия прп. Трифона Печенгского, он заметил на это: «Здесь есть влияние протестантизма». Дей­ ствительно, такое влияние было, в частности в агиографической практике. В чем это вырази­ лось? Есть у протестантов догмат о Боже­ ственном предопределении. Они считают, что люди изначально предопределены к спасению или к погибели, и эта предопределенность вид­ на в человеке сразу. Протестанты много вре­ мени уделяют бездомным, алкоголикам, нарко­ манам: они возятся с бомжами, кормят их, отмывают, одевают. Но... оказывая помощь заб­ лудшим, они вовсе не считают, что эти люди могут спастись, они таким образом спасают самих себя, ухаживая за такими вот «не пре­ допределенными ко спасению». Это понятие «предопределенности» совершенно противоположно истинному евангельскому уче­ нию. Ведь совсем недаром первым в рай во­ шел... разбойник, который был распят по пра­ вую сторону от Господа. Для нас очень важно держаться православ­ ного понимания: «Господь есть Бог кающихся». Бог кающихся, а не Бог «праведных». «предопределен­ ных ко спасению». Самый убедительный аргумент, _______ _____ _ подтверждающий факт того, что юность Трифона была не благочестивой, находится в историческом документе - сообщении Симона Ван Саплингена, в котором этот путешественник и дипломат приводит свою беседу с Трифоном. Сал- линген пишет: «Трифон рассказал мне, что он много крови пролил на границе, что он очень раскаивается в этом и именно потому пришел сюда, принял монашеские обеты, перестал есть мясо, пить хмельное». Очень убедительно и аргументированно автор изложил собравшимся версию о том, что в молодые К О Г Д А В Е Р С Т А Л С Я НОМЕ Награждение архиереев 29 февраля, по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил указы о награждении ряда архиереев Русской Православной Церкви. Во вниманию к усердному служению Церкви Хри­ стовой возведены в сан митрополита архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон, Оренбур­ гский и Бузулукский Валентин, Вятский и Слободской Хрисанф, Калужский и Боровский Климент. В сан архиепископа возведены епископы Пензенс­ кий и Кузнецкий Филарет, Чимкентский и Акмолинс­ кий Елевферий, Вологодской и Великоустюжский Мак­ симилиан, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Мур­ манский и Мончегорский Симон, Томский и Асинский Ростислав, Орехово-Зуевский Алексий. Передавая поздравления награжденным архиереям, Его Святейшество, в частности, отметил: «Патриар­ ших наград удостоены архиереи епархий, большинство из которых я посещал сам. Я знаю, сколько трудов положено по восстановлению епархиальной жизни и уверен, что архипастыри достойны Патриарших на­ град, которые они получили в День Тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви». SEDMITZA.RU Коллектив редакции сердечно поздравляет Его Высокопреосвященство архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона и желает ему многая и благая лета. Молитва перед началом презентации. годы Трифон (тогда еще Митрофан) был атаманом шайки разбойников, повинным и в убийствах, и в грабежах. Затем Господь обратил разбойника к покаянию, и тот, приняв постриг, провел долгие годы в молитвах, посте и покаянии и достиг свято­ сти. Этот вариант жизнеописания Трифона и был отражен в новой книге. Особый взгляд у отца Митрофана и на историю разорения Трифонова Печенгского монастыря шведс­ ким отрядом в 1589 году. По мысли отца Митрофана, мы почитаем мучеников Печенгских не за безукориз­ ненность, праведность всей их жизни, а за безро­ потную мученическую кончину, так как они по благословению игумена Гурия не оказали напа­ давшим сопротивления, но приняли мучения и смерть за Христа. Темы, поднятые иеромонахом Митрофаном, вполне можно назвать острыми и болезненны­ ми. Такой же острой и неоднозначной была и реакция на освещение этих тем. Автору книги задавали вопросы, порой «неудобные», он же старался как можно более убедительно отве­ тить на них. Как мог суровый разбойник стать кротким, любвеобильным старцем, святым7! Мы прихо­ дим в смущение и недоумение и не можем найти ответ. А его и не отыскать, если все внимание ограничить только человеком, его спо­ собностями, добродетелями или пороками, его делами и словами. Преображение разбойника в святого - это чудо Божие, тайна, известная только Богу. Это чудо покаяния, где усилия человека важны, но ничего не значат сами по себе без благодати Божией. Как в проповеди объяснял владыка Симон, мы неправильно понимаем слово «святой». Свя­ тые в земной жизни не были безгрешными (вспом­ ним равноапостольного Владимира или препо­ добную Марию Египетскую). Они были грешни­ ками, но глубина покаяния и милосердие Божие соделали их святыми. Таков жизненный путь святого Трифона, гаков и наш путь к Богу. Галина Сиротинская . Фото С. Филиппова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz