Миссионерская православная газета. 2003 г. № 9. Сентябрь.

издАние мурманской и Мончегорской епдрхии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона І Ш Ж М Я І І ш е т і м и о о и о н в Р о к А я п р а в о с л а в н а я г а з е т а номер 9, год 2003, сентябрь служитель невбеного царя Проповедь о преподобном Феодорите произносит еироманах Митрофан (Баданин). Память небесного покровителя всех жи­ телейМурманскойобластипреподобного Фе- одорита Кольского (30 августа) - особый день для всех жителей нашего Кольского края. Ровно год назад в этотдень в Коле в храме Благовещения Пресвятой Богороди­ цы епископ Мурманский и Мончегорский Симон совершил первый молебен новому местночтимому святомунашей епархии (на­ помню, что именно преподобный Феодо- рит создал в 1530-1532 году первую дере­ вянную церковь Благовещения в Коле). В переводе с греческого имя Феодорит означа­ ет «богодарованный». И мы начинаем понимать, что действительно Сам Господь даровал всей Руси и нашему суровому необжитому краю такого вели­ кого подвижника и молитвенника. Как известно, подвижника Феодорита, настояте­ ля монастыря, долгие годы подвизавшегося в суро­ вых арктических тундрах, великий князь Иоанн Грозный отправил в Константинополь к Патриарху, желая получить грамоту-благословение на царство. О сенью 1556 года предст авился благоприят ный случай. От Конст ант инопольского Пат риарха Д и о ­ ни сия за милостыней в М о скву прибы л митрополит И оасаф . «И удовол и л столом государь мит рополи­ та, дарам и почтив, отпустил в Ц ареград». С ним-то в обратный путь 1 ян ва р я 1 5 5 7 года и бы л по сл ан Феодорит с нака зом получить бл а го сл овени е Пат­ ри арха на преем ст во наследного цар ско го дост оин­ ства п о чину Р им ски х к еса р ей . С ам у Патриаршую грамоту под заглави ем «С о бо рн а я грамота П р а в о ­ славной Вост очной Ц еркви, утверждающая сан Ц аря за В еликим кн я зем И оанном IV В а си л ьеви чем » дост авили и з Конст антинополя в М о скв у в 1561 го д у . (Иеромонах Митрофан (Баданин) «Блажен­ ный Феодорит Кольский, просветитель лопарей» - Мурманск, 2002.) История путешествия в Констан­ тинополь отражена в клеймах нижней части иконы святого Феодорита. Это дело великой важности, но всё же гораз­ до важнее другой подвиг Феодорита: в житии его рассказывается о том, что он крестил 2000 лопа- рей-язычников. 2000 живых человеческих душ, заб­ лудших в потёмках идолопоклонства детей роди­ лись в жизнь вечную в Таинстве Крещения, обрели Своего Отца Небесного! Ка к истинный служитель Царя Небесного, святой Феодорит привел к Своему Господину множество новых верных подданных, вырванных из-под власти князя тьмы. Прославление Преподобного на Мурмане состо­ ялось благодаря трудам настоятеля Успенского прихода Варзуги (а теперь и благочинного Терского берега) иеромонаха Митрофана (Баданина). Этот священник составил и выпустил подробное ж и зне ­ описание святого Феодорита, крестителя лопарей, создателя древних монастырей на нашей северной земле в Коле и Кандалакше (к сожалению, обители не сохранились). И вот попечением отца Митрофана была за ­ казана прекрасная, большого размера, икона Пре­ подобного, освящение которой состоялось 29 авгу­ ста этого года в храме Спаса-на-водах. Всех нас, наверное, глубоко взволновало то, что образ святого Феодорита пришёл к нам именно в праздник Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа - престольный праздник храма Спаса-на- водах. Мы поняли, что обрели усердного молит­ венника за нас пред Господом и наши прошения о помощи в создании Преображенского кафедраль­ ного собора города Мурманска будут услышаны предстательством Преподобного. Спасо-Преобра- женский кафедральный морской собор, главный собор Мурманска и области, должен быть постро­ ен в районе Семёновского озера, рядом с храмом Спаса-на-водах. Именно об этом как о первейшей нашей обязанности перед Богом говорил в своей проповеди епископ Мурманский и Мончегорский Симон: - В 1916 году на том месте, где теперь стоитД К К ирова, наш и предки осуществили закладку го ро д с­ кого собора. К несчаст ью , и з-за револю ции он н е был возвед ён . Наша задача - осуществить, во сп ол ­ нить то, что н е было осущ ест влено наш ими дедам и и прадедам и. Строительство Спаео-Преображенс- кого кафедрального собора - это очень важно, этожизненноважно. Е сл и мы н е создадим собор, то это отрицательно, ущ ербно отразится на наш ей ж изни и ж изни наш их потомков - детей, внуков. Нам , как говорит ся, никуда н е уйти от этой задачи - р а н о или поздно е ё нуж но выполнить. Свято- Н икольский собо р на ул и ц е З ел ён ой имеет статус кафедрального только временно. Преображ енский собор долж ен быть пост роен здесь, в рай он е С ем ён ов ско ­ го озера, нем ного пониж е Спаса-на- водах. П о край ­ н ей м ере, за десять лет мы долж ны осуществить пост ройку каф едрального собора. Владыка прочитал молитву на освящение иконы и окропил образ Преподобного святой водой. Из храма Спаса-на-водах икону перевезли в Свято-Никольский собор, где была торжественно совершена праздничная полиелейная служба свято­ му Феодориту Кольскому. После службы проповедь о Преподобном произнёс иеромонах Митрофан: - Д ень нынеш ний вел и к и знаменат елен. Те, кого Гэсподь сегод н я сподобил присутствовать зд есь и вп ер вы е в истории Р у сско й П равославной Ц еркви отслужить служ бу великом у свят ому - преп одобн о­ м у Ф еодорит у Кольском у, те н е потеряют награды сво ей и обретут в лице святого Феодорита у сер д н о ­ го заст упника. Им я святого Феодорита неотделимо от им ени его сподвиж ника преподобного Трифона П ечен гского, они были сопостники, сомолитвенники. Эти д в а пустынника оставили нам дра гоц ен н ое н а ­ сл еди е - традицию м онахов-исихаст ов, традицию чистой молитвы. Исихасты, непрест анно творя И ису­ со в у молитву, сподоблялись видения нетварного Ф а­ в ор ско го света, того сам ого, в котором Господь яви л ся учен и кам на го р е Ф авор в о вр ем я С во его пресл авного П реображ ения. Святой Феодорит п ри ­ надлеж ал к монахам-нестяжатепям. Н ад ним и см ея ­ л и сь : « Что это т акое?В ообщ е что ли иметь ничего н ел ьзя ?!» Н о нестяжатели говорили н е о б этом. Они были ум нейш ие люди, и. естественно, понимали, что чел овек н е может жить б е з средст в к сущ ест вова­ нию , б е з орудий труда. О ни говорили о д ругой нестяжательности - о б от речении от м ира. И кона, кот орая сегод н я явл ена, это я вн о е заст упничест во и помощ ь нам от святого Феодорита. Таксй иконы мы . ск о р е е в се го , н е см огли бы приобрест и просто п о скудост и наш их средст в. Н о нашлись люди, кото­ р ы х послал в помощ ь Сам Бог. И нам явлена икона, ур ов ен ь которой очень вы сок. Это извест ная в сем у м иру Я рославская иконописная школа. К ак вы види ­ те, икона украш ена клейм ам и. Каж дое клейм о вы ­ полн ено в технике л аковой миниатюры. И вот каж ­ д а я и з этих м аленьких иконок уж е сам а по се б е прои звед ени е искусст ва и ш едевр. Двадцать шесть клейм рассказы вают о событ иях и з ж изни п р е п о ­ д обн о го Феодорита им енно тем язы ком , который долж ен быть на иконе. Несомненно, в наше время нам надо как можно чаще обращаться в молитвах к святому Феодориту Кольскому, молиться ему и о России, и о нашей епархии, и о даровании нам того смирения и нестя ­ жательности, которыми он так прославился Наш Kijp/j. Фото Геннадия Буздугаиа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz