Миссионерская православная газета. 2003 г. № 5. Май.

издание мурманской и Мончегорской епдрхии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА м и о о и о н е р с к л я п р а в о с л а в н а я г а з е т а номер 5, год 2003, май тр от а С вя то й апостол и евангелист Иоанн Богослов утверждал веру во Святую Троицу такими словами: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). Наши православные предки стояли за веру во Святую Троицу нэ щ-^ія живота. Но сколько теперь хлынуло на Святую Русь конфессий и сект различного толка! Где правоверие, а где кривоверие, - как разобраться? О празднике Пятидесятницы и Православной Церкви мы беседуем с иеромонахом Иоанном (Суходоловым), священником Свято-Никольского кафедрального собора города Мурманска. Батюшка, почему праздник Пятидесятницы называют еще и Днем Святой Троицы ? - В этот день, ка к известно, Дух Святой снизо­ шел на апостолов. Дух Святой - это третья ипос­ тась Пресвятой Троицы. В этом году Троицын День - 15 июня, А как это понять: Бог в Трех Лицах? Можно ли это как-то логически объяснить ? - Во-первых, к понятию о том, что Бог Троичен, логически очень трудно прийти. Это прежде всего необходимо принять верой. Конечно, разум тоже необходим. Вера без разума - это вера нетвердая, но все-таки некоторые моменты, некоторые вопросы касательно православных догматов необходимо при­ нимать верой. Это такая великая тайна - то, что Бог Един и Троичен в Лицах. Она, может быть, не совсем понятна нашему человеческому разуму, по­ этому очень трудно такие вопросы, вопросы духов­ ные, постигать логическим путем. Рациональный путь окажется слишком примитивным. Логический путь к объяснению догмата Троицы не совсем православ­ ный. И как раз по этой причине, когда, например, протестанты пытаются логическим путем доказать, объяснить, что Господь Троичен в Лицах, то выходит неудачно. Все это, конечно, воспринимается верой. Бог многократно открывал людям о Себе, что Он Един в Трех Лицах. Вспомним Трех Странников, которых праотец Авраам принимал под Мамврийс- ким дубом, а также икону «Троица» преподобного Андрея Рублева, посвященную как раз этому собы­ тию Ветхого Завета. Вспомним и событие Креще­ ния Господня, где была явлена Пресвятая Троица. Когда Спаситель крестился в водах Иордана, то был слышен глас Бога-Отца с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Бог-Сын, Господь наш Иисус Христос, Который крестился в реке Иордан, и Дух Святой, Который в этот время снизошел на Христа в виде голубя. Это и надо было принять верой, не пытать­ ся как-то логически объяснить и доказать, потому что тогда мы, конечно, уйдем совсем в другую сторону, заплутаем. Почему праздник Пятидесятницы называ­ ют еще и днем рождения Церкви? - Это как раз и связано с тем, что в Пятидесят­ ницу на апостолов снизошел Дух Святой. Господь перед Своим Вознесением повелел ученикам со­ браться вместе во Иерусалиме и ждать, что они и исполнили, собравшись в Иерусалимской горнице. Это день рождения Церкви, потому что Церковь Православная живет и поныне Духом Святым. И до снисхождения Духа нельзя было говорить о Церк­ ви, потому что не было этой жизни,, не было Духа Святого. И только тогда, когда на апостолов снизо­ шел Дух Святой, и образовалась первая апостоль­ ская община - Церковь Духа Святого, то есть Церковь, живущая Святым Духом. Если Церковь роди па сь 20 веков назад, то почему теперь столько церквей? Какая из них истинная? - Наверное, правильнее говорить о том, где хранится полнота Истины. Если вопрос поставить таким образом, то можно ответить, что Православ­ ная Церковь, Святая, Соборная и Апостольская, сохранила полноту Истины, ту Истину, которую принес Господь наш Иисус Христос, сказавший: «Я есть Путь и Истина...», ту Истину, которой научили первых христиан святые апостолы, ученики Спаси­ теля. И Православная Церковь вот уже много веков хранит эту Истину, хранит те заповеди, те законы которые учредил Господь наш Иисус Христос и распространили апостолы. А другие конфессии так или иначе в силу разных причин и обстоятельств отошли от этих заповедей, от этих канонических правил, то есть таким образом они потеряли полно­ ту Истины, в них уже нет той полноты Истины, которая осталась в Православной Церкви. Если мы будем говорить о других конфессиях, то можно сказать, что у них, конечно, есть какая-то истина, но это только часть ее, нет полноты. Не может быть много истин - Истина только Одна! Когда людей пытаются оторвать от Церкви, за­ путать в сети какие-нибудь сектанты, то любой здравомыслящий человек может и должен дать себе ответ на вопрос об истине: «Истина - она же одна! Не может быть никаких истин». А зачем вообще нужна Церковь? Может, человек в церковь не ходит, но Бог у него в душе? - Церковь нужна прежде всего для спасения. Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесе­ нием сказал ученикам: «Идите и крестите во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Кто уверует и крестится, то спасен будет». То есть вот эта запо­ ведь и говорит о том, что необходимо участвовать в церковных Таинствах. Если же говорить о Креще­ нии, то это одно из семи Таинств, первый шаг в лоно Православной Церкви, духовное рождение. Соответственно, после этого первого шага должны последовать и другие шаги. Именно поэтому только в Церкви возможно спасение. А если человек гово­ рит, что Бог у него в душе, а Церковь не нужна, то, значит, он не совсем соблюдает заповеди Божии, (Окончание на 2 стр.) М Ш Ш Т Н Ы Й АВРААА\ Есть в земле Русской угодник Божий, кото­ рому Господь явился в виде Трех Ангелов. Это преподобный Александр Свирский. Александр (в миру - Амос) родился в Оло­ нецкой губернии, в деревушке Мандера, на реке Ояти, по молитвам родителей - Стефана и Вассы Мальчику Амосу долго не давалось учение. Житие рассказывает, как однажды, придя в монастырь, отрок упал на колени перед иконой Богородицы. Он молился, чтобы Пресвятая Дева дала ему разум понимать Бо­ жественное Писание. Вскоре Амос услышал голос: «Встань, что просил, получишь». Благо­ честивый отрок вместо игр проводил время в молитве и соблюдал пост. Когда Амосу исполнилось 26 лет, он посту­ пил в Валаамский монастырь. Как-то раз, стоя ночью на молитве, он увидел в окне своей кельи необыкновенный свет, просиявший на во­ стоке Получив благословение настоятеля на подвиг пустынножительства, Александр отправился на берега реки Свири. Постепенно вокруг преподоб­ но";: собралась братия и была устроена обитель. Несмотря на то, что Александр стал игуменом, он первым выходил на работу и трудился боль­ ше всех. Игумен носил ветхую одежду и со смирением переносил за это насмешки и оскор­ бления. В 1507 году смиренный игумен удостоился удивительного видения. Однажды ночью, когда преподобный Александр, по своему обычаю, стоял на молитве в пустыни, явившийся вне­ запно свет осиял келью. В тот же миг он увидел трех мужей, вошедших к нему, одетых в белые одежды. Видом они были благообраз­ ны и прекрасны, сияя светлее солнца невыра­ зимо славным, пресветлым светом, и каждый их них имел в руке своей посох. Александру было поведано, что на этом месте ему надле­ жит заложить церковь во имя Единосущной Троицы. Церковь была построена - сперва де­ ревянная, а потом и каменная. Галина Сиротинская.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz