Миссионерская православная газета. 2003 г. № 3. Март.

издание м у р м а н с к о й и Мончегорской епдрхии московского п а т р и а р х а т а По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона тт, братья , тт. поетиш Начали таять зимние снега, уже по-весеннему ласково светит сол­ ныш ко: Господь скоро обновит этот мир, воскресит его после долгого зимнего сна. И для нас, православных христиан, наступает весна духовная - Великий пост. Постясь ради Бога, мы обновляемся душой. У многих прихожан часто возникаю т вопросы : ка к правильно постить­ ся? Какой пост будет действительно угоден Богу? Только ли воздержа­ ние в пище обязательно для нас ? Мы собрали те вопросы, которые наиболее часто в Великом посту задают прихожане , и попросили ответить на них священника Свято- Никольского кафедрального собора иерея Василия Вольского. Батюшка, для чего пост установ­ лен вообще, когда и кем он уста­ новлен ? Пост в значении «ограничение», «воздержание» установлен был в рано. г осподь заповедал А д ам у и Е в е по­ ститься, то есть вкушать определён­ ные виды плодов, кроме плодов с др е ­ ва познания добра и зла. Пост - это не обязательно только исключение с к о ­ ромной пищи. О граничени е касается любой пищи. Например, как мы видим из книги Бытия, о граничение касалось растительной пищи. З а т е м в Ве тхом З а в е т е Б о г разделил в сех животных на чистых и нечистых - это тоже с в о ­ его рода ограничение. Важно не каче ­ ство пищи, а воспитание у человека послушания Богу. Таким образом, вместе с сотвор ени ем первых людей появи ­ лась и заповедь о посте. Как угодить Богу, соблюдая пост, и не впасть в фарисейство? Господь говорит, что поститься надо не для людей, н елиц ем ер но (Е в а н ге ­ лие от Матфея) Пост - это дело добровольное. С у ­ ществуют две стороны поста: телесный ■:ост и духовный. Телесный пост заклю ­ чается в ограничении и в качестве пищи, то есть в отказе от скоромной пищи. Но и количество растительной пищи тоже должно быть ограничено. А духов­ ная сторона - это отказ от увеселений, от рассеянной жизни, от грехов и стра­ стей. И если, например, телесный пост заканчивается по истечении какого-то времени, то духовный пост должен про­ должаться у нас всю жизнь. Святитель Феофан Затворник пишет о том, что цель поста - смирить человека. Но легче смирять тело, потому что, «когда смирится тело, тогда смирится и душа». Наше тело соприкасается с душой, оно является д ом ом для души. Часто наши телесные слабости, пороки, которые коренятся в нашей природе, извращён­ ной грехом, влияют на нашу душу, при­ нося страдания, почему и называются страстями. Если сказать о слове «пост» не в церковном смысле, а в значении 'м е сто постоянного дежурства»: «быть на посту», «стоять на. посту», допус­ тим, «пограничник стоит на посту», то, оказывается, есть здесь нечто общее и с церковным постом. Каждый из нас должен стоять на страже своего серд- ца. Следить, что входит туда извне и что оттуда исходит. Очень часто люди, особенно неофиты*, сводят пост только к телесному посту, забывая, что чело­ век прежде всего должен заботиться о * «Неофиты» - те, кто недавно при­ шёл в Церковь, новообращённые. духовном, телесное - это уже второ­ степенно. Лучше уж ешь мясо, но толь­ ко не «ешь» людей! Или проходит В е ­ ликий пост, и некоторые начинают хв а ­ статься: «Я весь пост выдержала! Ни мяса, ни молока, ни растительного м а с ­ ла не ела». Хотя, может быть, близких своих «заедала», упрекая в том, что они не постятся. Вот это уже фарисей­ ство. Ф ормал ьно пост соблюдён, но какая польза твоей душе от этого по­ ста? Ч еловек не только не получает пользу, но ещё и вредит своей душе, так как телесным постом в данном случае он взращивает в себе гордыню. Оказывается, через добродетели м ож ­ но к Богу не только не приближаться, но и удаляться от Него! В спомни те притчу о мытаре и фарисее. Не вреден ли пост здоровью, как поститься болящим? Во-первых, надо понимать, что здо­ ров ье з а в и с и т не от м я с а , а от Бога, з д о р о в ь е нам д а ё т Господь. Очень ч а с т о люди не п о с т я т с я потому, что л у к а вы й н а ч и н а е т им внуш а ть такие мы сли: « Вы з а б о л е е т е , произойдёт и стощ ение о р г а н и зм а , о с о б е н н о в е с ­ ной, при н е д о с т а т к е в и т ам и н о в , при о с л а б л е н и и сип» . В р а г всевает т а ­ кой ложный страх, а причина это го - маловерие. Но от поста не умер ещё ни один человек! А вот от обжор ­ ства можно умереть. Ка к часто наши болезни происходят от пресыщения, от постоянного употребления мясной, жирной пищи: человеческий организм просто не справляется. Люди во з ­ держанные, постники и подвижники, ка к раз отличались долголетием. Они жили по сто и более лет. Сейчас издаётся много православной лите­ ратуры на медицинские темы, веру­ ющие врачи разъясняют, что наш желудок не может всё время пере ­ рабатывать скоромную пищу, поэто ­ му в пост организм получает отдых. Ка к поститься болящим? В истории Церкви этот вопрос обсуждался нео­ днократно. В Типиконе содержатся замечания о том, ка к поститься кор­ мящим женщинам, болящим, преста­ релым, Болящим людям, беременным и кормящим женщинам в пост разре­ шается послабление: елей (раститель­ ное масло), вино, рыба (кроме Стра­ стной Седмицы). Если женщина ро­ дит ребёнка в Страстную Седмицу, то ей даётся разрешение на елей. Известный литургист Феодор Валь- самон пишет, что мясо в пост не вкушают даже при грозящей см ер ­ тельной опасности. ир о ш Вино в пост по У с т а ву Церкви ра з­ решается только в субботу и в о с кр е ­ сенье. Ещё раз скажу, что пост - добровольное дело, и каждый устанав ­ ливает свою меру, которая ем у под силу. На Т е р ском берегу пр а во сла в ­ ные ели рыбу. По в о спомин ани ям по­ слушника Ари старха, и в Т р иф о н о в с ­ ком м он а сты ре братия тоже вкушала рыбу в Вели ком посту. Вот и сейча с некоторые спрашивают: «Ведь раньше на С е в е р е в Великий пост ели рыбу. П о ч ем у с ейч а с нельзя?» Да, дей стви ­ тельно, это так: поморы ели рыбу в Великий пост. Но ведь на Кольском полуострове тогда «кроме рыбы» ниче­ го не было: ни овощей, ни фруктов. Например, картофель стали выращи­ вать только в 20-х годах прошлого века, а д о этого огородничеством с о ­ в с ем не занимали сь. Вследствие та­ ких обстоятельств жизни выработались и свои местные традиции в отношении поста. С е й ч а с мы живём в другое вре­ мя: есть во зможно сть соблюдать п о с т . Из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского и звестен такой ф а к т. Когда он тяжело заболел, врачи п о с о ветовали е м у употреблять в пост с к о ­ ром н ую пищу. О тец Иоанн ответил, что е м у н еоб ход им о п о советова ть ся об э т о м со своей матерью . Мать в с е ­ ро с си й с к о го пастыря напи сала с в о е ­ м у сыну: «Лучше умереть, но с в я т ы х по стов не нарушать». О тец Иоанн и с ­ полнил м а т е р и н с ко е бла го словение и вы здоровел. Но если мы не в с о с т о я ­ нии полностью исполнять Церковный У ста в, то всё-таки должны с т р ем и т ь ­ ся к соверш ен ству. С какого возраста можно постить­ ся детям? Раньше никаких различий не было, как п о с ти ть с я д е т я м и в з р о с л ы м Родители постились, и дети тоже Сразу надо приучать детей к посту. Если с с ам о го начала не приучишь, то потом уж е ничего не сделаешь. Как только ребёнок переставал питаться материн­ с к и м м о л о ком , так с р а з у начинал поститься. С т а р е ц Алексий З о с им о в с - кий говорил, что детей надо приучать к посту с 2-3-х лет. И на Т е р ском берегу (мне это хорошо известно) д е ­ тей приучали к посту с с ам о го ран не­ го во зраста. Можно ли соблюдать пост, но храм не посещать ? Тогда в ч ём же смы сл соблюдения поста? Но ведь пост будет соблюден - скоромной пищи человек есть не будет? (Окончание на стр. 2) № Ш Ш Ш г д ш т а миооионврокАя mmmmmm гдзета ном е р 3, год 2003, мар т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz