Миссионерская православная газета. 2002 г. № 3. Март.

ми илсіі uw iutse rm iu і ір сии внщ емм е і/іш е і и с п и и ш і а іѵіурмсімикиі и и іѵюнчиі и р и к и і и и и м и н а № Ѣ Ш І Ш М М ' О Ш ' Ш Г Г Л ' Ж Ш І В і Р Ш Ш Ш І І Ш Ш Ш , , , номер 3, год 2002, март Годовой круг Богослужения незаметно при­ вёл нас опять к дверям Великого поста. И опять мы слышим умилительные песнопе­ ния, которыми призывает нас Святая Цер­ ковь вступить в пост с радостью, а не со скорбью о том, что семь недель мы не бу­ дем вкушать скоромную пищу: «Постное вре­ мя светло (просветлённо, с радостным чув­ ством. -Авт.) начнем, к подвигом духовным себе подложивше (направив. - Авт.), очистим душу, очистим плоть, постимся, якоже в снедех, от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершаю- щеся любовию (с любовью совершенству­ ясь в них. -Авт.), да сподобимся вси виде- ти всечестную Страсть Христа Бога и Свя­ тую Пасху, духовно радующеся». Великий пост - это время особое в круге церковного года. Всё здесь иное, необыч­ ное: и состав церковных служб, и порядок, и молитвы, и характер песнопений, и напе­ вы, и поклоны, и обстановка храма, и до­ машняя жизнь верующих. Пост - это подвиг восстановления духов­ ной свободы, духовной сущности человека. Ведь вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, поэтому назна­ чение поста в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от одного хлеба. Церковь установила Великий пост, что­ бы духовно нас напитать и укрепить на весь год. В церковных текстах это время именуется «весною постною». Это действи­ тельно весна, когда души верующих засе­ ваются новыми духовными семенами, всхо­ ды которых прорастут в течение всего цер­ ковного года. Это своего рода духовный санаторий для нашего отрезвления, исцеле­ ния и укрепления. Пост именуется «поприщем», «путём», «пучиною», переплыв которую мы должны достичь Воскресения Христова - Пасхи, а следовательно, и нашего воскресения из мер­ твых для вечной жизни с Богом. На всём пути нашего следования к Пасхе Христовой Церковь поставила особые ориен­ тиры, чтобы мы не заблудились, не отошли в сторону от намеченной цели. Это Недели, то есть воскресные дни (от слова «не де­ лать»), каждый из которых посвящен важно­ му для нас в духовном плане событию или святому. Попробуем осмыслить значение каждой Недели в контексте Великого поста. Почему чин Торжества Православия Цер­ ковь установила совершать именно в первое воскресенье Великого поста? Святые отцы основ христианской жизни, к заблуждениям не только догматического, но и нравственно­ го характера. Многие из нас считают себя православными (ведь вроде бы всё правиль­ но и православно исповедуем), но по жизни своей являются иконоборцами, которых ана- фематствует Церковь в этот день, потому что примером своей жизни изображаем не тот образ веры, который исповедуем слова­ ми, но даём, наоборот, ложное начертание веры. Именно в дни поста, в самом его начале, и призывает нас Святая Церковь над этим задуматься и вглядеться в нашу душу и в нашу жизнь: что нужно в ней изменить, в чём покаяться. Второе воскресенье Великого поста по­ священо памяти святителя Григория Папамы, архиепископа Солунского ( f 1359). Сердце- вина его учения заключается в том, что бла­ годать не есть какой-то тварный дар, кото­ рый Бог нам даёт, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церк­ ви, её святых и особенно тех афонских подвижников, среди которых он жил, святи­ тель Григорий учил, что благодать - это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Боже­ ственной природе. Почему именно в дни по­ ста Церковь говорит нам о Божественной благодати? Если в первое воскресенье мы должны понять, что спасение наше может осуществиться только верой и только в лоне Православной Церкви, то в эту Неделю, вспо­ миная святителя Григория Паламу, Церковь говорит нам: своими силами, даже через подвиги покаяния, поста и молитвы, спас­ тись невозможно. Нужна Божественная сила, Божественная благодать, чтобы исправить че­ ловеческое сердце; человеку нужна благодат­ ная помощь в борьбе со злом. Всё это даёт нам Господь Иисус Христос. Кроме Него, никто не даёт и дать не может. Учение святителя Григория Паламы о не- тварном Фаворском свете заставляет нас за­ думаться над тем, что в нас свет, а что тьма. Когда человек приближается к Богу, тогда «тьма проходит, и истинный свет» (1 Ин. 2, 8) уже светит в нем. Порой мы не видим своих грехов не потому, что их нет, а потому, что так темно в наших душах, и только по мере нашего восхождения к свету начинаем мы видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. В этом и заключается цель нашего поста. Иерей Василий Вольский Фото из архива Валаамского монастыря (Окончание в следующем номере) МИООИОНвРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТА говорят о том, что о делах Божиих не долж­ но рассуждать по насыщении чрева, ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божи­ их. Наши мысли слишком много заняты за­ ботами о хлебе насущном, в течение поста мы должны приложить усилия, чтобы осво­ бодиться от этого. Во время поста просвет­ ляется ум, земное мудрствование сменяется ясностью мысли. Поэтому именно в это вре­ мя полезно нам вникнуть в сущность нашей Православной веры как важнейшего условия нашего спасения. Покаяние без веры в Бога так же мертво, как тело без души. Святой апостол Павел пишет: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11,6). Так же и святитель Амвросий Медиоланский (IV век) говорит: «Не одних слёз Бог требует, но и веры: полезны слёзы, но в том случае, если Христа позна­ ем». Что разрушает нашу веру? Грех, с чем мы и боремся особенно в дни Святой Четы- редесятницы. Мы должны очень хорошо знать нашу веру, поступать по вере и оценивать события жизни верою. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV век), говорит, что в Символе веры заложены начала и основа­ ния христианской жизни. Неправильное по­ нимание Символа веры ведет к искажению

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz