Миссионерская православная газета. 2001 г. № 8. Август.

и з д а н и е Л / \ \ ГЛ/ІЛГШІіѴИ П м с и ч и ЪИАГЛИИ Л/ІѴОДѴНЗОДФІV ПЛ'ГГИЛГАЛ'ГЛ По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона М И С С И О Н Е Р С К А Я П Р А В О С Л А В Н А Я Г А З в Т А номер 8, год 2001, август ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА Святые страстотерпцы Борис и Глеб... Их имена и подвиг овеяны каким-то тихим сия­ нием смирения и незлобия. Благоверные князья Борис и Глеб - сыно­ вья святого равноапостольного князя Влади­ мира. крестившего Русь. Киевский престол захватил один из его сыновей, Святополк Окаянный. Мучимый страстью властолюбия, он задумал братоубийство. Святополк ковар­ но напал на князя Бориса. У Бориса было большое войско, с которым он собирался идти на печенегов. Борису советовали дать отпор Святополку и самому занять отеческий пре­ стол в Киеве. Он отказался... Вот этот посту­ пок часто и непонятен: не понимали князя его современники, не понимают многие и в наше время. Борис решился умереть сам, но не убивать брата. Вслед за старшим братом принял му­ ченический венец и князь Глеб: Милая Отчизна Сердцу дорога; Я веду дружину Только на врага... На своих не стану Обнажать булат.... Святополк не ворог, Тоже кровный брат... Хочет, пусть приемлет Грех на душу он... Жребий мой на небе Господом решен. (В. Вадимов.) И теперь, подавая нам пример братолюбия и кротости, святые Борис и Глеб молят Спа­ сителя избавить русских людей от вражды и злобы. Потому так тянуло поехать на праздник Бориса и Глеба в старинную церковь на гра­ нице с Норвегией. Храм принадлежит Трифо- нов-Печенгскому монастырю. Наша обитель и устроила это паломничество. Мурманчане от­ правились с монастырского подворья (на ул. Траловой, возле рыбного порта). Ехали по прекрасным северным местам: кругом зеленеющие сопки или живописные скалы, чистые и спокойные озера, реки, пол­ ные рыбы. И невольно думалось: некогда, еще в 16 столетии, ходил по этим привольным местам просветитель нашего края преподобный Три­ фон. Такой же незлобивый, как благоверные Борис и Глеб, он претерпел от язычников преследования и избиения, прощал лопарей и благотворил им. Вся наша земля освящена его молитвами. Преподобный Трифон и пост­ роил первую Борисоглебскую церковь на реке Паз, он проповедовал и в норвежских преде­ лах. Но вот мы, с Божией помощью, миновав все пограничные посты, где проверялись до­ кументы, приехали на берег реки Паз. Ог­ ромная, величественная, она мирно и нето­ ропливо несет свои воды в этих пустынных и прекрасных местах. Куда ни глянь - на все четыре стороны света расстилаются гряды гор, кое-где над рекой возвышаются скалы. Уди­ вительно, но в этих северных широтах расти­ тельность напоминает среднюю полосу: высо­ кие белоствольные березы, густой лес, трава по пояс и множество цветов. Природа перво­ зданная, нетронутая - здесь почти никто не живет. Пограничники, несколько сотрудников Борисоглебской ГЭС и всё. Вдали виднеются дома норвежского селения. Церковь, возведенная преподобным Три­ фоном в 16 веке, к XIX столетию сильно об­ ветшала. 23 июля 1870 года в Пазреку при­ была русская эскадра в составе корвета «Ва­ ряг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан» под командованием вице-адмирала К. Н. По- сьета. На «Варя- | j| ^ ^ кий, А. Ф. Мид- дендорф . Они * увидели, что цер- 1 ковь Бориса и Глеба совсем раз- валивается. Пос­ ле молебна морские офицеры собрали 605 рублей на сооружение нового храма. Затем большую сумму по ходатайству вице-адмира- ла Посьета выделил Священный Синод. Храм строили три года, а освятили 25 августа 1874 года. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал церкви мно­ го икон и священнические облачения. Священником стал Константин Щекол- дин, выпускник Архангельской духовной семинарии, подвижник, просветитель ло­ парей. Он переводил Священное Писание на лопарский язык. Служил отец Констан­ тин в Пазреке до самой своей смерти в 1916 году. После него приехал отец Наза- рий Синцов (его перевели из Кузомени). Пазрецкой церкви принадлежало 28 де­ сятин сенокосной земли. Прихожан в 1916 году числилось 38 семей лопарей Пазрец- кого и Нянденского погоста (всего 148 человек). Население Пазреки занималось рыболовством. При храме святого Бориса и Глеба работала воскресная школа. Ры­ боловецкий поселок в Пазреке прекратил свое существование в 1920-е годы. С нами в храм святых Бориса и Глеба поехала внучка служившего здесь отца Назария Синцова. Она рассказала, что, когда после Великой Отечественной вой­ ны эти места заняли наши войска, ее мать (дочь отца Назария) боялась, что в церкви Бориса и Глеба найдут документы с именами служивших здесь священников и ее отца расстреляют. ...В глубокой тишине среди лесов и гор стоит и сегодня яркая, нарядная церковь Бо­ риса и Глеба. Еще издали радует глаз ее темно-красные, с белой отделкой, стены, зе­ леные купола. От церкви склон ведет к реке. О начале службы возвестил колокол, пожерт-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz