Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.

По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона ПРШШ® МИОСИОНбРОКДЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТЛ номер 11, год 2001, ноябрь НА ПУТИ Г РШДЕСТБУ \РІ^СТ€БУ 28 ноября начинается Рождественский, или Филиппов, пост, который продлится до Рожде­ ства Христова. Известный литургист Симеон, епископ Солунский (ХІѴ-ХѴ века), пишет, что этот пост учрежден по древнему преданию (в V веке христиане уже знали его). Установлен пост перед Рождеством Хрис­ товым в воспоминание того, как Сын Божий, по неизреченному Своему милосердию к че­ ловеческому роду, благоволил стать челове­ ком, избавить нас от работы диаволу, прими­ рить с Небесным Отцом и даровать нам сво­ им пришествием всё спасительное. В память этих благодеяний Божиих Церковь издревле заповедала чадам своим перед Рождеством Христовым, как и в другие посты, поститься и причащаться Пречистого Тела и Крови Хрис­ товой. Этот пост имеет особенную мысль. Он про­ должается сорок дней, как и пост пророка Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил Закон Божий, начертанный на каменных скрижалях. Так же и мы, постясь сорок дней, приемлем Живое Слово, не на скрижалях каменных написанное, но родив­ шееся и воплотившееся от Пресвятой Девы, и приобщаемся Его Божественной Плоти. Праздник Рождества Христова не без ос- обходимость молитвы для спасения души при­ знается всеми христианами, обязательность применения второго оружия - поста - часто или вообще не признается, или бывает недо­ статочно осознана. Это одна из последних побед диавола над многими из современных христиан. В прежнее, еще недалекое время испове­ дание Христа было связано с исполнением всех установлений Церкви. Поэтому в быту старой русской семьи мы видим строгое ис­ полнение постных дней (среда и пятница) и установленных Церковью четырех постов. В наши дни многие, даже и верующие, но маловоцерковленные и совсем невоцерков- 0 посте Пост — добродетелей главизна, Источник радостей святых, Свирель подвижников-аскетов. Он — отражатель злых наветов, Хранитель девственных обетов, Желанный друг благих советов. Он — путь к Трисолнечной Отчизне, Податель мыслей неземных! Игумен Роман (Загребнев) нования в старопечат­ ных богослужебных кни­ гах именуется Пасхой. По своему значению (не было бы Рождества Хри­ стова, не было бы и Воскресения) и по тор­ жественности праздно­ вания он сильно выде­ ляется из ряда других великих праздников. По­ тому готовит нас к нему Святая Церковь длитель­ ным постом, как перед Пасхой. В чем смысл поста? Мы постимся не пото­ му, что Богу приятно, когда Его рабы не едят, ибо диавол вообще ни­ когда не ест. Нельзя также сказать, что хри­ стиане постятся, чтобы подвергнуть себя стра­ даниям, ибо Богу не приносят радости тяго­ ты Его людей. Они по­ стятся и не для того, чтобы голодом искупить свои гре­ хи. Такое понимание поста во­ обще нельзя найти ни в Писа­ нии, ни в учениях святых, ут­ верждающих, что только распятие Христово есть искупление чело­ веческих грехов и что спасение - это дар Божий, не заслужива­ емый никакими «делами чело­ веческими» (Рим. 5,15-17). Следовательно, христиане дол­ жны поститься единственно для того, чтобы избавиться от плотс­ ких страстей и более действен­ но служить Богу. Пост без стрем­ ления к добродетели - пустая тра­ та сил. Господь указал нам два вида оружия в борьбе с врагом нашего спасения: «Сей же род изгоняется только молитвою и по­ стом» (Мф. 17, 21). Но если не- ленные люди заражены протестантскими взгля­ дами на пост, то есть произвольно разреша­ ют себе не соблюдать посты, считая при этом себя православными. Обычно аргументация в таких случаях: «Я не придаю этому значе­ ния». Или: «Я раб^'аю на тяжелой работе - какие уж тут пос-.ы, да и продукты сейчас не те, чтобы поститься». Как будто раньше никто из постящихся не работал. Не довелось, зна­ чит, еще тем, кто так рассуждает, испытать, как Господь посылает силы исполнить невоз­ можные, казалось бы (по возрасту или немо­ щи), труды за смиренное следование установ­ лениям Церкви. Вот именно, смиренное. Как раз смирения-то и нет в этих и подобных им аргументах против поста, который через сми­ ренное исполнение его (без своевольных оп­ ределений!) содействует господству в христи­ анине духовно-нравственных стремлений над чувственными, телесными. (окончание на 2 странице)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz