Моряк Заполярья. 1948, март.

МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ № 22 (1539) У С Т Р А Н И Т Ь Н Е Д О С Т А Т К И В ЭКСПЛОАТАЦИИ ФЛОТА Наше пароходство им да несколь­ ко судов тина «Либерти», которые, эксшюатшруются па сегодня дал-еко ие удовлетворительно. Причин этому много, но (главные из них, как я думаю, кроются в нелегком опера­ тивном руководстве флотом, п не­ достатках планирования, в отсут­ ствии информации' о положении с грузом в портах, в неимении своей базы снабжения топливом. Постараюсь подтвердить ш:е это на, примере эксплоатации парохода «Сталинабад» — одного из судов типа «Либерти». В прошлом году это судно сделало 127123 тысячи тонно-миль. Кояфициснт использо­ вания грузоподъемности колебался от 0,54 до 0,84. В результате не­ доиспользования только грузоподъ­ емности судно недовезло 10 тысяч тонн груза. Однако и» уроков прошлого года в пароходстве не сделано выводов. Пароход «Сталинабад» вышел в первый новогодний рейс из Мур­ манского порта с коэфициеитом за­ грузки только на 65 процентов. I о- ворят, что регистр не разрешил больше загружать пароход. Но почему же тогда в Гдыне нам .раз­ решено было взять груза на Мур­ манск на 2,5 тысячи тонн больше, чем в Мурманске? Эффективность использования флота сильно снижают простои с у дов в портах. Бот опять, к примеру, возьмем один из наших рейсов. Сутки МЫ простояли в Мурманске в ( ожидании направления. затем столько же простояли в Роттердаме в ожидании выгрузки (клиент не был предупрежден о выходе судна), потом 10 суток стояли в 1амоуpi е в ожидании назначения, трое су­ ток простояли в Штеттине. Всего мы потеряли тогда 29 суток, в те­ чение которых могли бы перевезти более десятка тысяч тонн груза. Простои судов под грузовыми операциями в портах стали систе­ мой. Вот, например, в порту Пети при норме 700 тонн в сутки с бор­ та «Сталниабада» брали только 350 тонн. В результате невыполнения норм разгрузки наше судно про­ стояло в этом порту 8 суток лиш­ них. В общей сложности в прошлом году мы непроизводительно потеря­ ли 30 процентов времени, в тече­ шь! которого могли бы перевезти десятки тысяч тони груза. Можно ли было избежать этого? Безусловно, можно. Для этого нужно наладить информацию с выходе и ожидаемом подходе судов, знать наличие грузов в том или ином порту, иметь точное представление, об условиях работы портов и аген­ тирования, предоставлять возмож­ ность капитану максимально за­ гружать судно. Пе налажено снабжение судов топливом. Даже в своем порту в январе этого года мы простояли 7 суток в ожидании топлива, потому что пароходство до сих пор не имеет здесь своей топливной базы. Система оплаты в инвалюте не стимулирует борьбу с простоями в заграничных портах, так как эта валюта выплачивается судну по фактической стоянке. 11 чем дольше длится эта стоянка, тем больше по­ лучит команда инвалюты. Весьма серьезным мероприятием в улучшении использования флота является хозрасчет. Есть об этом и соответствующие указания, мно­ го было и разговоров, но дела нет. Суда не переведены на хозрасчет, и капитаны слабо борются за эконо­ мию средств, за рентабельную ра­ боту вверенного хозяйства. Вопрос 0 хозрасчете на судах назрел давно и его нужно разрешить как мож- : но быстрее. | Моряки нашего пароходства взя- •ли на себя обязательство — вы­ полнить в I года иятилетнии план перевозок. Для этого необходимо .резко улучшить эксплуатацию фло­ та, повысить эффоктнвнссть его 1использования. А это значит, что \ отделы управления пароходства. служба эксплоатации, коммерче­ ский отдел, моханикп-еудоиая служ­ ба должны руководить флотом опе­ ративное, чем это есть на сегодня, и вместе с экипажами судов реши­ тельнее бороться за устранение не­ достатков. А. ГОРОХОВ. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И 10 Совковые лопаты делаем сами Л Е Н И Н Г Р А Д . Б о л ее полувека работает по судостроению Д м и т ­ рий Алексеевич Л еб ед ев. Сейчас он имж енер-технолог Б алтий ского су дострои тельн ого зав о да имени О р дж о н и ки дзе. З а безупречную работу Дмитрии А л ексееви ч н а­ граж ден двум я орденами и двум я ■медалями. НА С Н И М К Е : и нж енер-технолог Д . А. Л еб ед ев кон сул ьти ру ет м о ­ лоды х инж енеров судостроителей — ком сом ольцев Игоря Д у б р о в ­ ского (слепа) и А р к ад и я Б р уева. Фото И. Фетисова. _ . П р есс к л иш е ТАСС. Каждьи? раз, когда приходилось обрабатывать сыпучий груз, груз­ чики жаловались на плохое качест­ во совковых лопат. — Разве можно •такими лопатами работать: тяжелые, толстые, не­ удобные, захватывают мало. Действительно, изготовленные на судоремонтном заводе лопаты были плохие. По так как лучших не бы­ ло, грузчикам приходилось работать неудобными, тяжелыми лопатами. Как-то раз заместитель начальни­ ка порта т. Самуйлов спросил, не сможем ли мы изготовшт. качест­ венные совковые лопаты своими силами и средствами. Мнения работников мастерских разошлись. Одни говорили, что из­ готовить лопаты не сможем, ибо не имеем никаких приспособлений, не­ обходимых для этого. Другие, счи­ тали, что поделка лопат — вполне посильное дело для мехмастерских. Такого мнения придерживались и кузнец Фокин с молотобойцем Бог­ дановым. Они па деле решили до- ' казать возможность изготовления | лопат н взялись за работу. Три дня шла подготовка. Фокин и Богданов изготовили специальный штамп, подобрали железо, сделали его раз­ метку, а затем приступили к делу. Обрезав соответствующим образом лист и нагрев его в горне, Фокин 1вложил лист в штамп, а Богданов ' два раза ударил по штампу моло­ том. Лопата была готова. Так же были изготовлены вто­ рая, третья лопаты. Сейчас в про­ цессе освоения изготовления лопат Фокин делает их 7 — 8 в смену, а в дальнейшем выработка возра­ стет. Грузчики и руководящий состав грузовых участков порта осмотрели и испытали лопаты в работе и признали их. хорошими, Лопаты эти легкие, емкие и удобные, а стои­ мость их изготовления дешевле, чем на заводе. Ф. РЫДВАН, начальник мехмастерских перта. СНОВА В СВОЕМ ПОРТУ Почти два месяца пароход «Бу хара» находился в дальнем плава­ нии. Ночыо 11 марта это судно прибыли в наш порт с грузом це­ мента. Благодаря развернувшемуся со­ циалистическому соревнованию за выполнение, пятилетки в 4 года экипаж «Бухары > перевыполнил рейсовое задание, и судно прибыло в порт более чем па двое суток раньше. HiiHrif жалоб не дали На днях я зашел в магазин . .\g 2 Торгмортранса, где увидел офп' 1циантку столовой Л1» 3 за покупкой продуктов и поинтересовался, поче Я объяснил, что хочу написать жалобу и рассказал суть этой жа­ лобы. Мелочь, — сказал директор.— и д у IVJLUD И J l u i U J i u j . w I му она В рабочее время ходит но для этого книгу я Вам не дамц.-. ___ _ шипите на бумажке, а я ответ11 нШР «СТАЛИИАБАДУ» — ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ ВЦСПС и Министерство морского флота за достигнутые успехи но перевозкам грузов в январе прису­ дили пароходу «Сталинабад» вым­ пел Совета Министров СССР и пер­ вую премию. Экипажу парохода «Спартак» присуждены вымпел ВЦСПС п Ми­ нистерства морского флота п вторая магазинам — Не Ваше дело, -— ответила мне официантка, j Фамилию свою она отказалась 1назвать. После ухода официантки из ! магазина, я узнал се фамилию и ' решил зайти в столовую и наци сать жалобу. Попросил у буфетчи­ цы книгу жалоб. Вы очень много в книге пн п ш задержу. Выходит, что жалобы можно пи­ сать только с разрешения директо­ ра. Если это так, то управляющий конторой Торгмортранса т. Преснов должен сделать по этому поводу сне* циальное разъяснение, а то я до сих пор думал, что книга жалоб -------- U l) l и XVAli-I) " ------------ тете и дать книгу без разрешения должна предоставляться по первому директора Каширина Бориса Тихо- j требованию. Кстати, сообщаю фа- повича я не могу, — ответила бу- ..... -"- -**■- фетчнца. Обратился к директору. — А па что Вам книга жалоб? — спросил меня т. Каширин. милию недисциплинированной офи­ циантки — Мельник, ЛАПИН, рабочий нонтроль. В КРАСНОМ УГОЛКЕ В красном уголке первого у ч а ст­ ка порта н ал ади л ась политико-мас- О диим из важных элементов в деле повышения р ен таб ел ьн о­ сти работы судна явл яется у с к о р е ­ ние рейса за счет увеличения с к о ­ рости хода. При использовании пол ной мощности главной машины с к о ­ рость будет м аксимальной, если гребной винт со ответствует судну, на котором он установлен, если ш<п и диаметр винта правильно п о до бр а­ ны для заданной мощности машины. Сохранение м аксимально д о с т и ­ жимой скорости возм ожно при пип ге, м еталл которого устойчив п р о ­ тив коррозии, а лоп асти полирован­ ные, либо гладкие. Т ако вы бронзо­ вые винты. Однако па судах тр ан с­ портного флота обычно применяются стальные гребные винты, концы л о ­ пастей у которых подвергаю тся с и л ь ­ ной коррозии при работе и соленой воде. Эти стальные пинты причиня­ ют большие неприятности, так как на проходит и года их э к сп л о ата­ ции, как концы лопастей у ж е р а зъ е ­ дены, прочность их ослаблена. Коэ- фициент полезного действия такого винта сильно сниж ается, п судно недобирает скорости от 0,3 до О,К мили в час. О бварка электродами сильно коррозированных лопастей дает лишь временное улучшение поверхности винта. Коррозия такой лопасти пр о д о л ж ает интенсивно р аз­ виваться. Серьезных резул ьтатов в деле улучшения своего винтового хозян- Повышение ходовойскоростисудна Ф. СЕРГЕЕВ, главный инженер пароходства. ства добился Каентаикер, который проводит на обеих чистых поверхно­ стях лопастей стальных винтов н а ­ плавку (газовой горелкой), тонким слоем латуни с последующ ей их шлифовкой. При сохранении повы­ шенной прочности стальной винт с наплавкой по своему к о эф и ц и еш у полезного действия приближ ается к бронзовому пинту, причём износ в эксплоатации правильно произве- деиной иапланкн весьма незначите­ лен. В условиях плавания судна в с е ­ верных широтах значимость приме­ нения стального винта с латунной наплавкой сильно повышается, так как п озволяет работать судну с вы ­ соким коэфициеитом полезного д е й ­ ствия пинта при достаточной проч­ ности последнего как на чистой по­ те, так и п, ледовы х условиях. П о ­ этому нашему судоремонтному за в о ­ ду необходимо принять меры по скоростному освоению м етода па- планки стального винта латунью. Вторым методом повышения с к о ­ рости хода судна д о лж н а п о сл у ­ ж ить зашнпка стальным листом ам ­ бразуры м еж д у етарнпостом и р у ­ дерпостом, в котором работает греб­ ной пиит. З а счет улучшения таким путем подтока воды к гребному винту, устранения завихрения с к о ­ рость хода судна повысится до 0,2 мили в час. П оэтом у это м ероприя­ тие п одл еж и т обязательном у прове­ дению в жизнь при постановке суд на в док. Н а многих наших грузовых судах дл я управления (суд н о м )_ обычно применяется однолистный руль. О т ­ брасываемая гребным винтом струя воды встречает сопротивление п л о ­ ской пластины руля, полож енного на некоторый угол — на борт. Этим теряется скорость хода судна до 0,3 мили в час. Такой потери нет при наличии р \л е и обтекаемой формы. М е ж д у тем не п р ед ст авл яет никаких т р у д ­ ностей со зд ать о текател и у о д н о л и ­ стного п лоского руля путем заш и в­ ки пера руля с обеих сторон сталь ними листами по форме авиацион­ ного профиля. В этом случае дл я прочности долж ны быть у стан овл е­ ны внутри ребра ж есткости. В борь­ бе за повышение скорости судна этот элемент д о л ж ен быть учтен при доконанин судов, и однолистные рули нужно снабдить обтекателям и. Д л я умерения (смягчения) борто­ вой качю( па многих судах на по­ ловине длины их устан авли ваю тся бортовые кили. Суда с острыми об ­ водами, да ещ е им еющие большую м етац ен три ческую высоту, д ей стви ­ тельно сильно страд аю т от бортовой качки. В этих условиях устаповлен- 1ные в скул овой части бортовые к и ­ ли пониж аю т вредный эфф ект качки. | О дн ако мы встречаем бортовые 1кили и на судах, которые имеют в ■сьоей цилиндрической части тупые обводы. В этом сл учае бортовые кили практически никакого п о л о ж и ­ тельного эфф екта при качке не про и з­ водят. Вредное ж е их действие будет постоянно д а ж е на спокойной воде, так как они созд аю т до п о л н и тел ь ­ ное сопротивление движ ению судна. Поэтом у на всех судах ,, у которых коэфнциент полноты м и деля выше 0.95, бортовые кили до л ж н ы быть ■ - очередном занятии командиров срезаны, так м к они кроме вреда технического отдеЛа за- ничего не дают. Все перечисленные технические вода т . Таран прочел лекц ию «Пла- мероприятия по повышению скоро- IНИр0 вание судоремонта». сти хода судна, при своей высокой Секцию «Пути рентабельной ра- эффективности, не требую т больших , . it-кцыо у н ., денежны х затрат и легко доступны боты ф лота» готовит главный ин- к освоению судоремонтным заводом. | ж енер парЯКодства т. Сергеев. Поэтом у задача техников пароходст- _________ - ва и завода Главморпрома— осущ ест- < . ................ п*- Врио, ответ, редактора Н. Я. ЗАМ0ТКИН. Рабочие п рослуш али такие бесе; как «Ф альсифи каторы историй «Значение соревнования в иашсТ стране», «С оциалистический договор» и другие. Всего про ведено 14 бесед и 2 д о к ­ лада. КОМАНДИРСКАЯ УЧЕБА Н ач ал ьни к ‘ пароходства утвердил тем атический план ком андирских занятий работников управления п а­ роходства. Всего в плане 22 темы. Бол ьш ое внимание удел я ется планированию работы транспортного ф лота, труда на флоте, судового ремонта, ф и ­ нансирования и строительства, м а ­ териально-технического снабжения. В план вклю чены т а к ж е темы: трансфинплан и хозрасчет судна, пути рентабельной работы, себ есто и ­ мость перевозок и другие. 5 а в г у ­ ста зав. парткабинетом п о ли тотдела т. Андреев прочел командирам п а­ роходства лекцию «Маниф ест К о м ­ м унистической партии». 10 марта пить эти мероприятия на судах а роходства п возможно короткие сиоки. Ащис редакции: ул. Челюскинцев, д. 9. Телефон: портовый ЫУ - Тип. «Моряк Заполярья». Зак. 254. Тираж 1000. 1IH02965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz