Моряк Заполярья. 1941, апрель.

2 стр. МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ № 29 (848) П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ РЕШИТЕЛЬНЕЙ Повседневное раз'яснение ре­ шений XVIII Всесоюзной конфе­ ренции ВКП(б) должно быть по­ ложено в основу всей политико­ воспитательной работы партийных организаций судов нашего флота. К сожалению, отдельные судо­ вые партийные организации сла­ бо перестраиваются. На этих су­ дах, как правило, низкая трудо­ вая дисциплина, оборудование и механизмы в запущенном состоя­ нии. На палубе и в машине гряз­ но. На пароходе «Герцен», напри­ мер, ознакомление моряков с ре­ шениями XVIII конференции ВКП(б) ограничили тем, что два—три раза прочитали газетный материал. На пароходе имеются нарушения дис­ ц и п л и н ы . Парторгом на этом судне являет­ ся старший механик т. Конторо- вич. Машинное отделение у него запущено, загрязнено. Большие недостатки в органи­ зации партийно-массовой работы имеются и на пароходе «Сосно- вен . Парторг т. Павлов ничего не делает. Решения XVIII конфе­ ренции на судне не изучаются. Составленный план на март не выполнен. В плане было намече­ но провести в марте партийно­ комсомольское собрание об итогах XVIII партийной конфренции. Оно не состоялось. II не случайно, поэтому, что на пароходе «Сосковец» «долгое время в запущенном состоянии находилась машина и все служеб­ ные помещения, лишь с прихо­ дом капитана т. Адаева на судне начали наводить порядок. Такое же положение с органи­ зацией партийно-массовой работы на пароходах «Субботник» и «Пролетарий». Коммунисты этих судов долж­ ны понять, что без хорошо по­ ставленной партийной пропаган­ ды н повседневной агитационно? массовой работы они не сумеют мобилизовать экипаж на укреп­ ление дисциплины, на наведение чистоты и порядка,, на выполне­ ние плана. В. ПУРМАЛЬ. КОМСОМОЛЬЦЫ ПОРТА МОБИЛИЗУЮТ СВОИ СИЛЫ Быть в авангарде производ­ ства— требует от каждого комсо­ мольца Устав ВЛКСМ. Работая в цехе, на кране, автомашине или буксире— везде комсомольцы долж­ ны показывал;!, пример соцналй.- ТТнческого отношении к 'труду, драться за перевыполнение пла­ на, за экономию топлива, за культуру в работе. Это особенно важно у нас, ибо малейшая оп­ лошность на одном районе отра­ жается на работе всего порта. В марте коммунисты порта на своем собрании заслушали мой отчет о работе комсомольской организации. Перед нами была поставлена задача—шире развер­ нуть борьбу за чистоту и культу­ ру на производстве, быть в аван­ гарде во всех проводимых меро­ приятиях. Для успешного разрешения этих задач прежде всего необходимо было продуманно расставить ком­ сомольские силы, обеспечить на всех участках активную помощь коммунистам нашего порта. Про­ шло только полмесяца, как был за­ слушай наш отчет на партсобра­ нии, а комсомольцы уже видят плоды своей работы. Так, например, комсомольцы на морском вокзале вместе с ком­ соргом Н. Зайцевой оборудовали и привели в порядок красный уголок. Комсомолки Шиловская, Кононова и Мйнеева предложили произвести побелку всего вокза­ ла. Это предложение в настоя­ щее время выполнено. Комсомольцы также отремонти­ ровали мебель. Тов. Кракова ху­ дожественно оформила таблицы стоимости проездных билетов. Комсомолка А. Каршинова рабо­ тает над оформлением вокзала и красного уголка. Ей помогает член комитета ВЛКСМ II. Кали- ненков. На первом грузовом районе порта по инициативе комсомоль­ цев вторая бригада грузчиков укомплектована исключительно молодежью. Они показывают от­ личные образцы работы. Комсо­ молец Попков, например, постоян­ но превышает производственные задания. Комсомольцы механических ма­ стерских Гкомсорг P,;rCwiiu'|uiH) со­ брали много металлического лом;?, стружки. Они следят за расходо­ ванием электроэнергии. Но не везде еще комсомольцы развернули борьбу за экономию. В автобазе и на первом грузовом районе валяется много изношен­ ных деталей, вышедшее из строя оборудование. Здесь комсомольцы еще не начали сбор металла, про­ ходят мимо этих разбросанных богатств. В борьбе за бережное отноше­ ние к механизмам, в организа­ ции планово-предупредительного ремонта, многое могут сделать комсомольцы группы механиза­ ции. Наши мотористы, слесари, крановщики н машинисты в боль­ шинстве молодежь. Задача комсо- мольцев-механизаторов мобилизо­ вать их па решительную борьбу со всяким проявлениям разгиль­ дяйства, нехозяйского отношения к оборудованию. Член комитета комсомола т. Телегин, работаю­ щий в механизации, до сего вре­ мени ничего не сделал. Слабо еще комитет ВЛКСМ и комсорги цеховых организаций выполняют наказ партийного со­ брания по организации политиче­ ской учебы, изучению истории ВКП(б). На сегодня самостоятель­ но повышает свой политический уровень только половина комсо­ мольцев. Это обязывает комитет комсомола порта обратить серьез­ ное внимание на политическое об­ разование всех комсомольцев. Наша задача направить внима­ ние всей молодежи на улучшение производственной деятельности своего хозяйства с тем, чтобы она была активной участницей борьбы за план 1941 года, за выполнение решений XVIII кон­ ференции ВКИ(б). А. МАРЧЕНКОВ. Секретарь комитета ВЛКСМ порта Б о л ь ш е в н и м а н и я техническому прогрессу флота Постановление Совнаркома Сою­ за ССР о награждениях за вы­ дающиеся достижения в области пауки и техники свидетельствуют о высоком значении, которое при­ дает партия н правительство ро­ ли новой технической мысли в ре­ шении задачи догнать и пере­ гнать передовые страны Европы и Америки в экономическом от­ ношении, а также об успехах, до­ стигнутых советской наукой и техникой. Наряду с новыми открытиями и изобретениями колоссальное зна­ чение приобретает использование до дна технических возможно­ стей каждого находящегося в эк­ сплуатации об'екта, агрегата, ме­ ханизма. Неисчерпаемые возмож­ ности в этом отношении таит в себе наш морской флот. В ряде пароходств имеются уже успехи в этом направлении, достигнутые благодаря инициативе, проявленной механиками судов и инженерно-техническим персона­ лом пароходств. Так, например, по инициативе начальника политотдела Черно­ морского пароходства т. Степа­ нова по всей системе Наркоммор- флота производится перерасчет мощности и прочности грузовых средств судов. В Балтийском пароходстве ус­ пешно проведены работы по усо­ вершенствованию котлов пароходов «Балхаш» и «Мета». Материалы, печатаемые в газете «Морской флот» н журналах^свидетельству­ ют о повседневной' работе по вы­ явлению технических' резервов, проводимой в пароходствах и на судоремонтных заводах. Мало чем может похвастать в этом отношении наше Мурман­ ское государственное морское паро­ ходство. До сих пор здесь не произведе­ ны перерасчеты мощностей п проч­ ности грузовых средств судов, не­ смотря на то, что указания на этот счет посланы из Наркомата еще 17 января с. г. Между тем эта большая и ответственная ра­ бота должна быть проведена до начала навигации. Самостоятель­ ной же работы по выявлению возможностей повышения техно- экономнческих показателей судов не проводилось вовсе. Вопросы улучшения пропульсивных ка­ честв судов, модернизации сило­ вых установок и отдельных меха­ низмов, проверки устаревших технических норм, исследователь­ ской работы, направленной на определение путей повышения эффективности технической эк- сплоатации судов еще не подня­ ты на долитую высоту. Мурманское пароходство в на­ стоящее время располагает в до­ статочном количестве квалифици­ рованны м инженерно-техническим персоналом и опытными механи­ ками-практиками. Творческое содружество их мог­ ло бы принести большую пользу делу технического прогресса на флоте. Инициатива в этом деле должна исходить от работников механико-судовой службы. Однако здесь ограничили свою работу судоремонтом, сведя последний к простой замене изношенных де­ талей и механизмов, изготовляе­ мых к тому же по старому об­ разцу. Несмотря на то, что пе­ риод зимнего судоремонта на ис­ ходе, до сих пор не проведено в жизнь нп одно рационализатор­ ское предложение. В значительной степени это положение обменяется установив­ шимся мнением, что всякая мо­ дернизация иди исследовательская работа связаиа-де с крупными капиталовложениями. Мнение в корне неправильное, так как мо­ дернизация может заключаться в упрощении конструкции, облегче­ нии эксплуатации, сокращении об‘ема ремонта и в большинстве случаев может быть приурочено к очередному ремонту, смене де­ талей и узлов механизмов. Как пример, можно привести следующий__фалл^__На— нарохеде- «Ильмень», взамен утерянных руля и ахтерштевня заказаны точно такие же устаревшие. Це­ лесообразно было бы заменить старый пластинчатый руль реак­ тивным рулем и установить контр­ пропеллеры. Известно, что уста­ новка струйных рулей повышает пропульсивный коэфицпент от 8 до 12 процентов, а комбинация контрпропеллеров Вагнера и Хааса дает до 18 процентов экономии мощности силовой установки. Другой пример. Одна из самых отсталых отраслей технической эксплоатации флота в системе Нарком М орф лота— винтовое хозяй­ ство. В Мурманском пароходстве оно особенно запущено. Условия плавания на Севере заставляют часто прибегать к смене винтов и заказам новых. Обычно у нас интересуются только конусом сту­ пицы и габаритами винта. Никто не занимается исследованием воп­ роса соответствия между элемен­ тами устанавливаемых винтов и Флагман арктического флота орденоносный ледокол «II Сталин» на рейде, в бухте Диксон. Фото Г, Щелчкова (ГАСС) элементами двигателей, а также вопросом замены устаревших про­ филей лопастных сечений винтов, ввиду кругового и параболическо­ го сегментов, более современными профилями. Неудовлетворительное согласова­ ние элементов винтов и машин не позволяет использовать пол­ ную мощность последних и ведет к значительному уменьшению ско­ рости п преждевременному износу машин. , Между тем винты заказывают­ ся По старым непроверенным чертежам, несмотря на то, что работу по проверке и перепроекти­ рованию можно было бы прове­ сти собственными силами без осо­ бых на то затрат. Целесообразно оборудовать гребные винты не­ которых буксиров направляющи­ ми пасадкамн. Полезная мощность буксиров увеличится при ходе е возом на 25 — 30 процентов. К сожалению, большинство на­ ших инженерно-технических ра­ ботников не занимается повыше­ нием уровня своих технических знаний, не следит за достижения­ ми других пароходств, а также за новинками в родственных вод­ ному транспорту областях науки и техники. В пароходстве пет даже соответ­ ствующей технической литерату­ ры. Небольшой малоценный тех­ нический отдел библиотеки нахо­ дится в таком состоянии, что им невозможно пользоваться. Приказ Наркомморфлота № 536 обязывает каждого инженерно- твапгческого работника 3— 4 'Ч<Г-. са в неделю уделять занятиям по самообразованию. Для этого необходимо создать все условия для плодотворной учебы и в первую очередь наладить работу технической библиотеки, снабдив ее в достаточном количестве ли­ тературой. Большую роль должна сыграть и пресса. Различные технические вопросы должны чаще выносить­ ся на обсуждение широкого кру­ га читателей газеты «Моряк Запо­ лярья». — Считаю необходимым для обмена опытом и увязки работы отдельных групп регулярно, в строго установленные сроки, со­ зывать производственно-техниче­ ские совещания с участием плав-^ состава, работников пароходства и завода. На совещаниях необходимо пе­ риодически ставить отчеты на­ чальников групп н групповых механиков, а также давать уста­ новку для работы на ближайший период времени. Это даст возмож­ ность осуществить всеобщий конт-( роль за работой группы илпч^ отдельного работника механико- судовой службы. Производственно-технические со­ вещания помогут улучшить ме- ханико судовой службе свою ра­ боту и будут способствовать бы­ стрейшему решению задач, по­ ставленных XVIII конференцией ВКП(б) перед морским флотом. В ЧАРНЕЦКИЙ. Начальник конструкторского бюро механико-судовой службы пароходства. От редакции: Печатая статью т. Чарнецкого, редакция просит инженеров, техников, капитанов, механиков пароходства высказать свое мнение и предложения по затронутым вопросам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz