Кировский рабочий. 1959 г. Сентябрь.
G сен тябр я 1959 г., № 107 (4797) К И Р О В С К И И Р А Б О Ч И И 3 Служенье муз не терпит суеты ЛЛ НОГО лет назад один из талантливейших очерки стов Илья Эренбург говорил примерно так: вот у Аксакова были липы и покойные кресла, у него было время подумать. А что оставим мы пбсле себя — подпись на счету. Мы встречаем- ' ся и говорим в приемных ре дакций, в суете железнодорож ных вагонов... То были годы бурной, спеш ней жизни новой, молодой со ветской страны, неудержимой воли, бессонных, напряженных ночей, непокладного труда. И если смысл приведенных мною слов можно было и тогда вос принимать лишь относительно, то известная доля правды, все же, жила в них: слишком бы стро, оперативно и о многом, позарез нужно было сказать пи сателю и своим читателям и чи тателям за рубежом: времени для обдумывания—для огранки произведений недоставало, ал маз-слово не всегда приобретал должный блеск. Ныне не те времена. Совет ский Союз стал могучей держа вой, советский читатель— высо кокультурным, высокоразвитым ценителем. Требования к писа телю чрезвычайно повысились: на «отписках» и «литератур ных трафаретах» сейчас никуда не уедешь, никого не затро нешь. Прошли творческие съезды писателей, и мир литератора всколыхнулся: писать надо луч ше, не только глубже и всесто ронне раскрывая те мысли и чаяния, которыми живет наш народ, строя величественный мир коммунизма, — в этом нашей литературой сделано немало; писать надо мастерски, подни мая форму литературных произ ведений на новую сверкающую сяето.м— как вершины снежных гор— высоту. Если во времена восстановле ния страны нам порой недоста вало лишнего часа для раз думья, то теперь наш литератор имеет его. Ему уже есть время осмыслить великие процессы, овладевающие всем миром; ему: уже есть время обобщить новые явления жизни, проникнуть глубже в сложный и богатый мир своего современника. Он без излишней спешки — как гранильщик у своего станка— может спокойно и уверенно ра-. ботать, находя те слова,, те об разы, которые одни лишь мо гут донести его мысль до чита теля. По всей стране идет сейчас упорная борьба писателя за вы сокое качество художественных произведений. Й того, кто не проникнут этим, ждут разочаро вания и неудачи. В Мурманской области, в ее юном литературном мире также яьно.ощутимо это весеннее ожив ление. Заметить его нетрудно каждому, кто не привык безраз личным и невнимательным про ходить мимо своих собратьев. Поездки в Мурманск, Северо морск, Кировск утверждают нас, профессионалов-писателей, в этих мыслях —повсюду встре чаем мы пытливых людей, ищу щих, каждый по-своему, новых ходов и новых выразительных средств в художественной лите ратуре. У многих молодых и на чинающих авторов много еще просчетов и срывов, но све жесть и стремление к новизне в искусстве (а на повторении и копировании уже сделанного нет прогресса!), упорство и при лежание в работе — заметны и едва ли требуют доказатель ства. Москвитин, Юрий Кушак, Таисия Астапеннова, Валентин Сафанов, Петрухин, В. Матвеев, Александр Мошкин и ряд дру гих писателей Мурмана— это его новые литературные имена; имена еще не прозвучавшие во весь голос, — имена нарожда ющиеся. Этим именам бесспор но нужна еще творческая по мощь, но в них уже различимы звуки того, что мы называем— «поэзия». Никита Сергеевич Хрущев очень хорошо говорил о вреде «тепличного выращивания» мо лодых литераторов, которым так часто и легковесно припи сывалось громкое «звание»— талант. Понятие «талант» — растяжимо: подлинный талант, то есть необычайная способ ность человека к какому-либо искусному занятию, как бы со держит в себе неисчерпаемую потребность в труде самостоя тельном и самоотверженном. Ранняя профессионализация, раннее оставление своей основ ной профессии — будь то рабо чего, инженера, врача— и пере ход исключительно на творче скую работу (на «сочинитель ство», как говорили раньше) не редко приводило к скверным результатам. Такой «писатель» На днях в Кировске побывал ленинградский писатель Н. П. Вагнер. В редакции нашей газеты он встретился с местными авторами и журналистами, разобрал отдель ные их произведения, дал полезные советы. Н. П. Вагнер-—автор ряда книг, повестей, рассказов и пьесы. На этой странице мы публикуем статью писате ля, посвященную творчеству начинающих поэтов и про заиков Кировска, и рассказ из его новой книги «Удиви тельные встречи», которая выпущена издательством «Со ветский писатель» в 1959 году. отрывался от жизни, от рабоче- ю коллектива, не имея еще большого опыта в литературе и большого накопления жизнен ного материала. Такой писатель нередко терял и те крупицы умения, какие приобрел он в своей трудовой жизни. Но по мощь, твердые слова, терпели вое учение писателя у писателя --необходимо. Наши встречи с кировчанами вселяют в нас и радость и неко торое беспокойство. Есть в этом славном городе любители лите ратурного труда, о которых хо чется сказать, что они «способ ные». Отдельные стихи Н. Гу- довского, В. Михеева, отдель ные куски рассказов молодого автора Д. Чечеля и другие гово рят о том «дорогом и отобран ном», без чего не может суще ствовать художественное произ ведение. Трудно обойти молча нием такие строки Н. Гудовско- го, как: Бывало, песню запоем Про Кольский полуостров. «Морошка... ягель... иван-чай... Ловозеро... Хибины... Суровый край, полярный край, Озерный, лебединый»... Но шла война. Мой друг погиб. В сентябрьский день унылый Под сенью чужеземных лип Мы вырыли могилу. Мой дорогой земляк, прощай! Ты так любил Хибины, Суровый край, полярный край, Озерный, лебединый! В этих строках не только печаль о погибшем друге, но и великая любовь к родине и оп тимизм, как призыв к жизни. Но поэт никогда не знает ни «безработицы», ни «стояния на месте». Писатель— всегда рабо тает, не только и, быть может, не столько за письменным сто лом, сколько— повседневно: он всегда наблюдает, записывает, запоминает, находит, обобщает, обращает увиденное и услышан ное в образы. И, быть может, потому и заслужены некоторые нападкн в адрес Н. Гудовского: нельзя повторяться, нельзя ос танавливать и снижать требова ние к себе. Поэзия, как проза, как любой литературный жанр, — всегда движение, всегда ди алектика. Нельзя снижать требования к своему мастерству или «делать скидки» на молодость и неопыт ность и молодым авторам. Не со зрел— лучше воздержись от пет чатания— от «славы». Слава придет в свое время, когда за служишь ее. Поработай, по учись. попиши—все это благо родное дело. Не каждому, у ко го голос, — петь в опере. Но само пение, разве оно не при носит удовлетворение и самому певцу и слушателям? Упорное учение, упорная работа над со бой принесет и умение владеть словом -— этим единственным оружием, имеющимся на воору жении писателя —и умение про никать в глубины души чело века, и умение отбирать нуж ную тему. Стоит ли. к примеру, такая невысокая тема о часах— «кото рые отведены для бани»’— стоит ли такая тема пристального внимания писателя? Одни из апторов-кировчан отвел ей чуть ли не 200 строк! Двести строк для того, чтобы описы вать, как человек «протер свои поджилки» и «водою грязь с волос дотла в тазу смывает ходко». Думается — праздное это занятие, а ведь изучение этой «поэмы» о бане, все же, говорит о том, что автор этот при ином отборе тем сумеет написать, скажем, неплохую и нужную басню. Отбор темы—дело серьезное, равно как и экономия слов, бережное, несуетливое отноше ние к литературному мастер ству. Вспоминая Пушкина: Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво. Николай В А ГН Е Р . I И Я ; , Ник. ГУДОВСКИИ ИЗ ДАВНЕЙ ТЕТРАДИ Выл у меня на фронте ДРУГ, Мы вместе в бой ходили И редкий фронтовой досуг Мы вместе проводили. Он Мурманск вспоминал родной, Где с детства жил, где вырос, Почасту говорил со мной Про наш любимый Кировск. А в дни затишья мы вдвоем, Когда взгрустнется остро, Бывало, песню запоем Про Кольский полуостров. «Морошка... ягель... иван-чай... Ловозеро... Хибины... Суровый край, полярный кран, Озерный, лебединый...» Придется ль побродить опять Дремучими лесами, В глухом погосте ночевать Под кровом у саами? Но шла война. Мой друг погиб В сентябрьский день унылый Под сенью чужеземных лип Мы вырыли могилу. Мой дорогой земляк, прощай! Ты так любил Хибины, Суровый край, полярный край, Озерный, лебединый! Нинолай ВАГНЕР УДИВИТЕЛ ЬНЫЕ ВСТ РЕЧИ I рассказ Ю ДЕТСТВЕ я много болел, и - родители решили поехать со .мной летом в Ялту. Здесь и про изошли эти удивительные встре чи. i Мне было тогда ~ лет шесть. Крымские берега покорили меня: огромный корабль с мачтами — поднимешь голову, и мачты хо дят, бороздят небо; валуны, об лепленные ракушкаМи; дельфины, парусники и само море, от кото рого не уйти. Но, кроме моря с его парохода ми и дельфинами, был еще берег, и этот берег казался мне столь же неведомым и желанным. В гору к беседке поднимались кипарисы и тополя, тонкие, как свечи; шли ослики, нарядно оседланные для Дальних прогулок; в парке цвели яркие цветы. Здесь, в парке, мы и обедали под открытым небом, потому что мать считала: лучший целитель— воздух, и нужно пользоваться им, пока есть возможность. Из всех примечательностей пар ка больше всего нравилась мне открытая эстрада — «Раковина». Здесь по воскресным дням играл оркестр, и, сидя за столиком, мож но было слушать музыку. Однако не столько сама музыка привлекала меня, сколько дири жер, человек с властным лицом, трясущейся головой и палочкой в руке, палочкой, которой подчиня лось все: оркестранты, скрипки, трубы и даже люди, сидевшие за столиками. И целыми часами, гуляя по пар ку, отдыхая в тени кипарисов или сидя' за столиком в ожидании очередного блюда, я, вообразив себя дирижером, уверенно разма хивал руками, яро тряс головой и сс-рдито поглядывал на людей, ме шавших мне «дирижировать». К соседнему столу нередко под ходил высокий, худой человек с усами. Его темные волосы были зачесаны за уши. Он шел слегка горбясь, как бы не замечая ни лю дей, ни раковины с музыкантами, ни самого дирижера. Мне казалось даже — он прихрамывал слегка, так неторопливо подходил он к нам; но мать говорила, что «все это я выдумываю, как всегда», и что это — «большой писатель». При его появлении я переставал на время трясти головой и разма хивать руками; меня привлекал к сеое этот человек; но «оольшой писатель» присаживался к столу, подолгу рассматривая обеденную карту и, видимо, вовсе не замечая меня. Тогда я вновь принимался «ди рижировать». Но однажды «большой писа тель» пристально поглядел на ме ня, затем на мою мать и, обра щаясь к ней и непривычно округ ляя гласные, проговорил: — Простите за совет: непрошен ный совет, говорят, горек. Не поз воляйте вашему сыну так трясти головой: неполезно это. Вы только не обижайтесь, пожалуйста. Ваш сын, конечно, дирижеру подража ет — дети ведь очень наблюда тельны. И мне показалось — «большой писатель» подмигнул мне лукаво своими добрыми, лучистыми гла зами. Мать не обиделась, — Благодарю вас, — тихо от ветила она, — я и так запрещаю ему, а он не слушается. И, обернувшись ко мне, сказа ла строго: — Сейчас же перестань махать руками. Стыдно прямо за тебя. Машешь, как кучер на козлах! — Вовсе не кучер, — обиделся я. Ему принесли дымящуюся та релку, и мне захотелось увидеть, как будет есть суп «большой пи сатель». Но в этом не оказалось ничего удивительного: он ел, как все, даже дул слегка на горячую ложку. Постепенно увлечение «дирижер ской деятельностью» стало туск неть, пошло на убыль. На смену ему явилось новое: в Ялту пона ехало много генералов и всяких сановников; рассматривать их эпо леты и галуны, мысленно приме ривать к себе блестящие мундиры доставляло мне теперь особое удо вольствие. В один из душных вечеров, ког да все столики летнего ресторана были заняты, к нашему писателю подошел важный старичок и, ис просив разрешения, сел на свобод ный стул. Лишь только я взглянул на это го старичка, как сердце во мне замерло. На нем была расшитая галунами светлая одежда и тре- уголка. Когда он снял треуголку, голова у него оказалась лысой и глянцевитой, как будто вместе с треуголкой он снял и волосы. «Большой писатель» тоже с яв ным любопытством смотрел на треуголку и лысину старика. Не сомненно, он и на этот раз лука во подмигнул мне. II тогда я" ос мелел от этого доброго, словно поощряющего взгляда, и, с трудом сдерживая волнение, спросил ста ричка: — Вы катафальщик? Мгновение важный старичок не доуменно глядел на меня; потом он перевел взгляд па мою бедную 'мать, которая не знала, куда спря тать свои глаза. Ее лицо станови лось все краснее, губы задрожали, и я подумал, что сейчас она рас плачется. Старичок хмыкнул, покосился на своего соседа, и «большой пи сатель» вдруг вскинул руки и рас хохотался. Теперь хохотали уже все кру гом: и старичок, и писатель, и со седи, и мать тоже засмеялась ка ким-то беззвучным смехом. Толь ко я один не смеялся—так неожи дан был этот переход от смуще ния к смеху. — Замечательно это! — сказал наконец писатель, переставая сме. яться. — Просто замечательно! — Действительно замечательно! — поддержал его старичок. — Я и в самом деле только что с по хорон. — Лицо его неожиданно утратило всю свою важность. — (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz